Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

quizas

Как причудливо тасуется колода...



- What watch?
- Ten watch.
- Such watch?
Все знают Касабланку. Некоторые даже ее смотрели, возможно, помнят не только Рика (Хамфри Богарта) и Илзу (Ингрид Бергман), но и Виктора Лазло - некстати живого мужа героини, - антифашиста, ради спасения которого Рику пришлось многим пожертвовать.
Фильм был снят в самый разгар Второй Мировой по малоизвестной пьесе, действие которой происходило не в экзотической Касабланке, а на юге Франции - потому что именно через Францию и Португалию европейцы тогда бежали от фашистов. И тем же путем перебрался в Штаты человек, которого называют возможным прототипом Виктора Лазло. Имя этого человека... Эйдзиро Аояма.



Collapse )
quizas

Так алая или белая?

Возможно, кто-то помнит вопрос-загадку в одном из "розовых" постов о том, каким цветом будет цвести показанный на фото бутон.
Вот тот же бутон, но накануне цветения:



В общем, уже ясно - роза эта, как совершенно верно тогда ответили, "вариегатная", т.е. пестрая.

Итак, Вариегата ди Болонья, прошу любить и жаловать.

Collapse )
quizas

Лондон, день пятый (английская история в лицах)

Два последних дня в Лондоне были распланированы практически по минутам, причем в нескольких вариантах. Мы, конечно, успели далеко не все, но больше и не надо было - от этих дней и так остались самые лучшие воспоминания

День пятый начали довольно рано, выйдя из гостиницы около восьми. С утра мы собирались заглянуть на рынок всякой всячины, в который превращается Портобелло-роуд в выходные; район Ноттинг-Хилл (к которому относится Портобелло-роуд) находится недалеко от Паддингтона, где мы жили, и погода была отличная, поэтому отправились пешком.
Заветный указатель



Collapse )
quizas

Японская средняя школа (окончание) - о патриотическом воспитании

Когда я писала о японской средней школе, то упомянула, что стены коридоров были практически голыми - в отличие от младшей школы, где все было увешано разными плакатами, объявлениями, лозунгами.
Я заметила два исключения - объявления школьных клубов и этот стенд.

69 лет назад, утром 6-го августа 1945 года, американский бомбардировщик В-29 - "Энола Гей" - сбросил на Хиросиму атомную бомбу.
Количество жертв точно не известно - говорят, что в момент взрыва и сразу после него погибли 50 тысяч человек. По разным оценкам, еще почти или столько же умерли от ожогов и лучевой болезни в последующие месяцы.
Практически все люди, находившиеся в километре от эпицентра, погибли, и фотографий, снятых в тот день в Хиросиме, осталось всего три - на них почти ничего не видно. Все кадры кинохроники - есть даже цветные американские (смотреть их невозможно) - сняты значительно позже.
Но у нас сейчас есть возможность увидеть то, что происходило в тот день в городе.
Глазами очевидцев.


В 1972 году мэрия города и компания НЧК обратились к тем, кто пережил бомбардировку Хиросимы, с просьбой прислать рисунки увиденного в тот день. Рисунки должны были быть строго датированы и иметь указание на хотя бы приблизительное место, где происходило описанное.
Было получено около 2000 рисунков.
Через 30 лет, в 2002 году, просьба была повторена, и получено еще около тысячи рисунков.
Их занесли в базу данных, а комментарии авторов были переведены на английский.
Ее адрес http://a-bombdb.pcf.city.hiroshima.jp/pdbj/search_rule.do?class_name=pict
В середине страницы можно выбрать район города прямо на карте.
И если кто-то считает, что очевидцам нельзя верить - нарисованные по памяти через 30, 60 лет после события, рисунки совпадают в деталях!
Женщину, погибшую прикрывая собой ребенка, на одном и том же перекрестке нарисовали несколько человек.

Collapse )

Один из них жил напротив этого места - он был уверен, что это его мать и младшая сестренка, чьи тела так и не были найдены... Он тоже видел их, но побоялся подойти, а когда вернулся - тела уже были убраны...

Несколько этих рисунков и висели на стенде в школьном коридоре.

В силу разных причин официальная Япония не акцентировала внимание на этой странице истории страны, суд в Токио в 1963 по иску потерпевших отверг их право на компенсации и признал вину японского государства в развязывании войны.
Сейчас молодые японцы не интересуются антивоенным движением, и тем более мало кто принимает в нем участие. Но среди них нет и антиамериканских настроений. Именно это поразило меня по приезде в Японию - практически полное отсутствие агрессии в обществе и спокойное отношение к бывшим противникам в войне, что так отличалось от настроений в Советском Союзе.

Кажется, есть грань между забвением и прощением, но есть она и между памятью и пропагандой.

quizas

Как Штирлиц спалился

Шпиёны палятся, как известно, на мелочах. Не услышанная в младенчестве колыбельная, не прочитанная в детстве книжка, не тот ножичек для устриц...

В субботу у старухи случилась проруха. Перед общим собранием домкома, на котором жильцы одобряют отчет за предыдущий год и бюджет на следующий, мы считали голоса в бюллетенях, поданных заранее. Поскольку в будние дни от меня толку, как от козла молока, то определили меня в команду счетчиков.
Казалось бы, чего сложного?
Но. В каждом бюллетене 7 вопросов, на каждый возможно три варианта ответа: да/нет/воздержался. Стало быть, выдали мне и еще одному мужику, которого посадили напротив, бумажки - 7 рядов, штук пять граф, народ столпился сзади - бдит, руководитель обращаясь ко мне: "рисуйте, первый - горизонтальная палочка, второй за, третий за, четвертый - горизонтальная палочка в этой графе..." Видя, что я тормознула:"Ну, пишем иероглиф "сэй/тадасии"! Вы же знаете, как он пишется?!"

Вот вы как бы записывали голоса в такой ситуации? Я при записи счета обычно тупо рисую палки, группируя их по пять.
Американцы вроде бы так:

Гораздо разумнее, признаю.

А японцы, вместе с китайцами и корейцами, пишут иероглиф "сэй/тадасии" ("правильный"), в котором ровно пять черт, и пишут их в следующем порядке:

Так что получается:

Вот, например, посчитали что-то и записали это в Сети:

Прям вот с первого взгляда любому дурню понятно, сколько насчитали.
До сих пор Штирлиц и не догадывался, насколько он туп и тороплив. Промучившись с палочками штук пять бюллетеней (то не в том порядке напишу, то потороплюсь и пишу не в той графе), плюнула, бросила карандаш и сказала, чтоб сами разбирались со своими заморочками.
После пары минут тягостного молчания мое место заняла председатель комитета - в общем, очень неплохая тетка лет 55-57.
С тайным злорадством я пронаблюдала, как она тоже ошиблась пару раз и смылась *под благовидным предлогом* (за эмоциональный всплеск это не считается, стало быть, с рук сойдет). Ей на смену пришла замкомитета. Самое смешное, что она тоже ошиблась несколько раз, переписала бюллетень, где-то иероглиф не дописала, потом поимела проблемы при вычислении итоговой суммы... За всем этим бесстрастно наблюдал дядечка-напарник. По его бюллетеню потом все проверяли.
По окончании он ко мне подошел, посочувствовал и сказал, что записывать "по-американски" было бы легче, и это предлагали при подготовке (которую я пропустила), но большинство высказалось против, потому что этот способ им "непривычен".
А японцы так записывают подсчеты со школы - открытое голосование, например, и им действительно это привычно. Правда, как и любой навык, теряется при отсутствии практики (отсюда проблемы наших не работающих всю жизнь дам).

quizas

Розы: Мисс Элис (Miss Alice)


Про чужие розы я писала, а, между прочим, на моем собственном балконе розы тоже уже зацвели! Все *девять* кустов почти одновременно. Так что кто не спрятался, я не виноват.

***

Мисс Элис - английская роза селекции известной фирмы "Дэвид Остин".


Названа она была в честь Элис де Ротшильд - современницы и подруги королевы Виктории.


Collapse )

quizas

Ah, Paris - День седьмой. Парижские катакомбы, музей истории Парижа Карнавале, Марэ, Тюильри и Орсэ



День седьмой мы опять начали по отдельности - я с Анной поехала к очередной достопримечательности, папа отправился гулять по городу, а мама осталась отдыхать в квартире.
Наш с Анной путь лежал на окраину Парижа 18-го века, к месту известному сначала под именем Place d’Enfer (Place of Hell), а впоследствии переименованному в Place Denfert-Rochereau, т.е. площадь Данфер-Рошро.

В 18-м веке здесь проходила стена,  позволявшая контролировать ввоз товаров в Париж. В местах проходов в стене (барьеров) находились павильоны, где взимались налоги с ввозимых товаров. Таможня в этом месте называлась barrière d'Enfer ("barrier of Hell") . В 19-м веке этот пригород уже вошел в черту города, а площадь переименовали, дав ей несколько более благозвучное имя героя Франко-Прусской войны Денфер-Рошро. Впрочем, первая его часть абсолютно созвучна старому названию площади, так что ассоциации с адом сохранились.

И зачем же мы поехали в это странное место?

Ради этого



*фото из Вики

Небольшой зеленый павильон в самом центре площади, рядом со сквериком. Именно здесь, на бывшей Площади Ада,  находится вход в самый странный, если не сказать страшный, музей Парижа - Парижские Катакомбы.

Катакомбы открываются в 10, мы были на месте без пятнадцати десять, и  очередь уже ждала предлинная. Стоять пришлось почти 2 часа. Скучно, конечно, но были и развлечения. Например, маленькая соседка по очереди



Я же развлекалась тем, что рассказывала Анне про историю катакомб. Все это  можно легко найти в сети и на Вики, поэтому здесь напишу кратко.

За 10 с лишним веков, прошедших после появления первых поселений  на Правом берегу Сены, его кладбища оказались переполнены - помимо естественной смертности, свой вклад внесли эпидемии, в том числе чумы, и внутригосударственные распри - Варфоломеевская ночь, например. К 18 веку они и сами стали рассадниками инфекции. Места для новых захоронений не было, а старые захоронения подняли территории кладбищ на два метра по сравнению с окрестностями.
Так что в конце 18-го века было принято решение захоронения в центре города очистить, а кости эксгумировать, обработать и переместить в оссуарии, под которые отводились старые каменоломни под пригородами на Левом берегу Сены, в которых до этого добывали известняк для строительства парижских зданий -  как раз в конце 18-го века каменоломни были приведены в порядок и укреплены.
Каждую ночь на протяжении двух лет подводы, задрапированные черным,  перевозили останки прошлых жителей Парижа из центра города - начали с кладбища Невинных - к каменоломням, и сбрасывали их в специально вырытый колодец (понадобилось несколько десятков лет, чтобы перевезти все запланированное). Внизу их принимали и размещали - сначала бессистемно, а потом, во время реконструкции катакомб в начале 19-го века, очень - слишком - систематично. Но об этом позже.

Collapse )
quizas

Ah, Paris - День шестой (продолжение): Сент-Шапель и музей Средневековья Клюни



После Консьержери наша семейная группа разделилась - родители не пожелали тратить время в очереди в Сент-Шапель и отправились в Лувр, а мы с Аней остались ждать. Очередь была небольшая и двигалась вроде бы быстро, но минут 30-40 мы все же простояли.

Вход в Сент-Шапель не очень заметен  - часовня находится во внутреннем дворе Дворца Правосудия, и чтобы попасть в нее, нужно войти в здание сбоку от дворца, пройти там досмотр - внимательно проверяют на наличие колюще-режущих предметов, строго воспрещены ножи и ножницы,  - выйти во двор и там уже искать вход в часовню.

И зачем его искать?



Сент-Шапель, построенная в 13 веке для хранения священных Христовых реликвий, выкупленных Людовиком Девятым (Святым) у Константинопольского императора,  - часть дворца Капетингов, от которого до настоящего времени сохранились лишь Консьержери и собственно Сент-Шапель.
В строительство были вложены громадные по тем временам деньги, потому что нужен был шедевр, достойный сокровищ, которые должны были там храниться.

Знаменита часовня своими витражами. Несмотря на то, что они сильно пострадали во время Французской Революции, Сент-Шапель  считается одним из самых замечательных памятников архитектуры. Часть сокровищ тоже была утеряна, а то, что осталось, находится сейчас в Соборе Парижской Богоматери.

Часовня двухуровневая, первый уровень предназначался для всех обитателей дворца.



Collapse )
quizas

Пятничное

Токио хоть и не Греция, в которой есть все, но и здесь иногда встречаешь нечто совсем неожиданное...
Фонари перед зданием... Интересно, догадается кто-нибудь, что это за здание?

Collapse )

quizas

О загадочной красавице из предыдущего поста

Гравюра Утагава Куниеси середины 19 века в форме веера-утива:

хорошенькая белолицая девушка мечтательно глядит в зеркало, представляя себе возлюбленного в образе известного актера театра кабуки
На первый взгляд, трогательное, но довольно обычное для этого жанра изображение. Разве что поза живая.

Мало кто понимает, что на гравюре изображено счастливое начало известной трагической истории.
Полускрытый складками герб на кимоно красавицы - запечатанное письмо в круге (герб редкий)


- имя возлюбленного Китисабуро в зеркале рядом с ним и герб на его одежде в форме стилизованного иероглифа "кити" (счастье)


- все эти мелкие, незначительные детали
намекают на то, что мечтательная девица - дочь зеленщика О-Сити из Эдо.

Ее принято изображать немного по-другому -

в фурисодэ с узором из стилизованных листьев конопли оранжево-красного и зеленовато-голубого цветов, но герб всегда тот же - запечатанное письмо в круге.

Влюбившись в служку храма по имени Китисабуро, которого девушка встретила, когда семья спасалась от пожара в этом храме, она мечтала только о нем, и в конце концов решила, что новый пожар позволит ей вернуться в храм к любимому...

Collapse )