Да, я догадываюсь, что посты про Париж никто не читает, но ежик - зверь упорный, пока кактус не доест, не остановится. ***
День пятый мы снова собирались провести за пределами Парижа - в Версале. В Версаль можно поехать с организованной экскурсией, а можно и просто группой на автобусе и получить входной билет, после чего отделиться. Мы же решили ехать полностью самостоятельно, поскольку собирались купить парижский музейный пасс, который покрывает и Версаль тоже, а добираться туда от Парижа совсем просто - минут сорок на пригородной элекричке RER от центра. Правда, часть линий летом была закрыта, и нам пришлось ехать слегка в обход, но и это не сложно - парижское метро очень понятное.
Дом у нас старый, консьержа нет, подъезд открыт, и входная дверь, когда мы дома, часто не запирается. И, похоже, не только у нас. Вчера вечером Анна читала в постели, я в комнате гладила. Белье. На звук входной двери дрыхнувший на диване пес с лаем кубарем скатился на пол - я едва успела подхватить, боясь, что он вылетит на улицу в открытую мужем дверь. Вышла в коридор с бешеной таксой на руках - а в открытой двери стоит не муж, а какой-то совершенно незнакомый дед в подпитии. Вид совершенно обалдевший - еще бы, открыл дверь в свою квартиру, а оттуда собачий лай! При виде меня на лице выразилось какое-то подобие мысли. Я успела пискнуть: "Кто вы?" и с удивительным для себя присутствием духа перехватить у него дверь и захлопнуть ее. Слышала, как он, ворча что-то недоуменное, спускался по лестнице. И ведь не первый раз это! Несколько лет назад кто-то (он же, я думаю) пытался открыть дверь, которая тогда была, к счастью, заперта, и ругался, что замки поменяли, пока его дома не было. Потом к нам жена приходила извиняться. Все-таки придется закрываться.
Вчера вечером, в подземном переходе в двух шагах от императорского дворца, возвращаясь домой, дорогу мне перебежала жирная крыса. Грамматика абсолютно правильная - у нее в стене была нора, куда крыса и нырнула. Хвост пару секунд нагло торчал снаружи.
Скамейка и коричневый балкон - это фасад и крыльцо. Ориентировка по сторонам света: фасад выходит на юго-восток, юг - глухая стена соседнего дома в 2-х метрах, север - очень зеленый соседский сад на высоком склоне, запад - неокультуренные заросли. Т.е. солнце попадает в дом только с юго-востока, и это самое лучшее солнце - светлое, но не жаркое. И от него архитектор отгородился входной дверью (и обычным маленьким коридорчиком за ним) и крохотным зарешеченным оконцем. Гостиная, насколько я знаю такие дома, выходит окнами на соседнюю стену, а со стороны роскошного сада соседей - север ведь, нелюбимое направление, - туалет-ванная. С западной стороны тоже окна маленькие. И 35 лет так жить... Можете объяснить логику строителей?
Восьмого августа меня разбудил шум с улицы, доносившийся через открытые окна. Было около семи, родители и Анна еще спали - родители в отдельной комнате, Анна - на антресолях над гостиной. Я подумала тогда, что шум этот - звуки ремонтных работ из Отеля Ламбер, но ошиблась.
В принципе, это было неважно. Накануне мы легли очень рано, я успела выспаться и решила в одиночестве прогуляться по окрестностям и заодно купить хлеба к завтраку. Те самые знаменитые парижские багеты, которые на трип-адвайзере советовали покупать в местных булочных. Булочную, точнее, даже две, мы присмотрели вечером на главной улице.
Прихватив фотоаппарат, выбралась на улицу. Прохожих почти не было - восемь часов утра, тихий центр, август - все парижане уже месяц как уехали за город, а туристы еще только просыпаются в отелях ближе к окраинам.
Направо - метров двадцать до моста Сюлли и сразу налево, на набережную Анжу. Крыши вдали - Отель де Виль, здание парижского муниципалитета.
Передо мной мост Мари - названный так вовсе не в честь некоей красавицы Мари, а по имени инженера Кристофа Мари, который занимался застройкой острова в 17 в.
Уже лето наступило, а я ведь так и не закончила лондонские хроники прошлого лета, причем осталось - на мой взгляд - самое-самое интересное. Попытаюсь таки завершить начатое. *** Начало здесь. Итак, в 8.35 мы вошли в собор Святого Павла и провели там полтора часа, успев прослушать весь аудио-гид, пошептаться с Анной на расстоянии на галерее Шепота и взглянуть на Лондон с высоты купола собора, и все это было лишь предисловием к экскурсии по собору, на которую мне очень хотелось попасть. Аудио-гид - одно, а живой человек, увлеченно рассказывающий об истории места и отвечающий на самые разные, зачастую неожиданные, вопросы других туристов - совсем другое. К тому же было обещано, что с экскурсией можно попасть в те части собора, куда неорганизованных туристов, даже очень любопытных, не пускают. Пока я сдавала аудио-гид, экскурсия успела уйти, и нам пришлось ее догонять. Группа была небольшая - семья, кажется, франкоязычная, с мальчиком Аниного возраста и девочкой постарше, английская семья с мальчиком и еще несколько взрослых семейных пар. Экскурсовод - очень приятная женщина средних лет, сертифицированный гид по собору. Экскурсия абсолютно бесплатная - надо только записаться. Проводится на английском несколько раз в день, в разных вариантах. Началась она с крестильной купели у самого входа в храм, рядом с которой на полу находится памятная доска, посвященная добровольцам, тушившим зажигательные бомбы и спасавшим собор от пожаров во время Второй Мировой войны. Экскурсовод упомянула известнейшую фотографию (которую я видела впервые) - купол храма в клубах дыма горящего Лондона. Во время самого страшного налета 29 декабря 40-го года на Лондон было сброшено 100 тыс зажигательных бомб, выгорела значительная часть северного Лондона, но собор устоял, именно благодаря стараниям противопожарных дружин. Он стал символом английского сопротивления; Черчилль после каждого налета спрашивал, стоит ли еще купол, и успокаивался, получив утвердительный ответ. Эта фотография потом встретилась нам еще не раз - как одна из иллюстраций непривычного для меня патриотизма без пафоса и высокопарных лозунгов. *** Крестильная купель *чужое фото с фликра
Право на крестины и свадьбы в соборе Святого Павла имеет очень ограниченное число лиц. И вовсе не те, кто заплатит больше. Кавалеры орденов Св.Михаила и Св.Георгия, еще некоторых других, их дети и в некоторых случаях внуки. Одним словом, люди, оказавшие услуги государству и их ближайшие потомки.
Итак, первый запланированный на этот день концерт благополучно закончился, а следующий начинался лишь через полтора часа. Это было просто идеально, потому что я очень хотела попасть еще в одно место, которое случайно находилось буквально в двух шагах от здания токийского международного форума. Наша цель
- строение из красного кирпича в стиле королевы Анны (как его понимали во времена королевы Виктории), кажущееся игрушечным на фоне нависающего над ним небоскреба.
Здание музея "Мицубиси, Строение Номер Один" - новодел, имеющий довольно сложную историю, а сейчас там проходит выставка интересной коллекции французских - как раз в тему lfj - художников.
Я очень хотела посмотреть и само здание, и выставку.
Вышли мы, как и во все предыдущие дни, строго по плану, около 8-ми. До первого пункта плана добирались на метро. Кажется - не помню точно, - где-то пересели, и в 8 с минутами уже были на задворках собора Святого Павла. Вдоль ограды цвели розы, по деревьям бегали белки (и это был вовсе не парк, а небольшой сад в центре города!)
Утром в храме идет служба, которая должна заканчиваться к 8.30, и только тогда внутрь начинают пускать туристов. Мы пришли ровно в 8.30, но служба задерживалась. Пришлось подождать минут 5, и я от нечего делать фотографировала окрестности.
Машин мало, пешеходов тоже. Туристы еще спят, лондонцы уже работают.
Да-да, именно. У королевы у английской. И пусть не на чай - он был сервирован на улице, а как раз полил дождь, - но на мороженое к Её Величеству мы тоже попали.
Вышли рано, часа за полтора до назначенного времени - разве можно опаздывать на рандеву с королевой? Как и накануне, путь лежал через каретный ряд. Тишина, пустота и покой.