Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Categories:

Корморан Страйк (вся серия)

Некоторое время назад дослушала до конца всю серию - сначала последние три книги, потом вернулась к Кукушке (поняла, наконец, мотив преступника), потом переслушала все еще раз. И еще раз (я знатный перечитыватель). Очень удачно закончила Lethal White точно к отъезду на Миякодзиму, обеспечив себе кораллофобию, причем умудрилась-таки в последний день о кораллы поцарапаться! Представьте себе ощущения - трясясь от страха каждые полчаса мазала царапину мазью с антибиотиком и весь вечер после купания ждала лихорадки и бреда.
Короче, Страйк. Я ценю в этой серии именно то, за что многие ее критикуют - слишком много социально-бытовых подробностей, мало детективного сюжета, который разворачивается слишком медленно. Вообще, мне кажется, стезя Роллинг - соц. (в смысле «социальный») реализм, а Случайная вакансия - самая удачная ее книга. Жаль, что этот жанр мало кому интересен.
В Страйке особенно понравилось, что в каждой книге Роллинг берет какую-то одну тему/сферу и дотошно ее препарирует - типажи, мотивы, взаимоотношения. Мода и гламур в Зове Кукушки, издательское дело - в Шелкопряде (о, тут прямо чувствуется, как у нее наболело, все эмоции, весь яд выплеснула!), природа зла и семейного насилия в Career of Evil, современная британская аристократия в Lethal White.
Как детектив наиболее продуманной и убедительной мне показалась Кукушка и стоящая немного особняком из-за сильной социальной составляющей Career of Evil. Самой слабой - Шелкопряд, скорее всего потому, что я не поверила в мотив - почему убийство произошло именно тогда и именно так, хотя можно раньше и проще. О том, как убийца избавился от «главных улик», я догадалась сразу, однако так и не поняла, зачем Страйк устроил эту аферу с такси и насильной доставкой преступника в Скотланд-Ярд - какой смысл?!
Lethal White наверняка задумывался как «чисто английское убийство» в стиле Агаты Кристи. Обедневшая аристократия, пришедшая в упадок старинная усадьба, собаки-лошади-твид и в центре семья, где у всех есть МОТИВ. Чувствуется атмосфера, хотя многие элементы сюжета тоже позаимствованы у Кристи и потому слишком знакомы - показная враждебность, призванная скрыть совсем другие чувства есть в Endless night(мрачная и достаточно грустная повесть, которую я люблю) и Смерти на Ниле, шашни между некровными родственниками напоминают Affair at Styles, и у меня есть чувство, что было еще что-то чуть ли не с идентичной ситуацией.
Впрочем, в Страйке удивило совсем другое - я совершенно не ожидала от Роллинг подобной мизогинии! Из всей вереницы женских персонажей - включая Робин - навскидку вспоминаются всего три более или менее вменяемые, независимые и привлекательные (и не в смысле внешности), причем из них одну убили на второй же странице первой книги (правда, у нее в анамнезе наркомания, биполярное расстройство и вообще, так что вычеркиваем), вторая хотя и замужем, но бездетна (и переживает из-за этого), а третья как раз рассталась с бойфрендом. Все остальные - психопатки, наркоманки, стриптизерши, проститутки, а если имеют нормальную работу или деньги, то обязательно одиноки и желают быстренько переспать со Страйком (а лучше опутать его узами брака). Really?! Одноногий ветеран с ПТСД, без работы и с огромными долгами - такой завидный жених? И все они поразительно бестактны - не знаю, это действительно принято в британском обществе так запросто обсуждать личную жизнь?
Мелочи, которые заинтересовали:
- Акценты. По акценту герои моментально определяют место рождения, более того, сами могут ими манипулировать (Робин особенно легко усиливает или приглушает родной йоркширский и имитирует другие акценты, а перестаравшись с австралийским замечает, что он стал больше похож на южно-африканский!)
- Lethal White для британцев среднего и старшего возраста, скорее всего, не содержал никакой интриги. Любимый терьер жертвы - джек-рассел по имени Rattenbury, а для недогадливых Роллинг между делом сообщила фамилию Кинвары - Hanratty.
- Экспорт виселиц - реальное дело, освещавшееся в газетах в середине двухтысячных. Правда, занимался им не член парламента, а фермер, но он потом баллотировался в парламент. Фермер этот, однако, сначала появился в газетах по другому поводу - на его землях нашли тела двух похищенных и убитых девочек (Soham murders).
- Съемная квартира у молодоженов - совершенно обычное здесь дело, имеет совсем другой смысл для окружения Робин.
- Роллинг без пиетета относится к наследственной аристократии. Бессмысленные и непривлекательные персонажи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments