Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Встречают по одёжке...
quizas
shurra
Как говорили учителя в Аниной средней школе, «отметьте маркером весь параграф - все будет в тесте».
Итак, как с первого взгляда понять, кто перед вами - будда, бодхисаттва, мёо или вообще дэв?
По одёжке.
А еще по прическе, ну и количеству рук/ног/голов (хотя в последнем признаке есть подводные камни).

Алгоритм таков:
• За основу изображения *будд* принят образ Будды Шакьямуни - т.е. рожденного принцем, но ушедшего от мира, отказавшегося от богатства и достигшего просветления Сиддхарты Гаутамы. Есть соблазн прибавить «аскет», но при слове аскет мне лично представляется худой, даже изможденный человек, а Будда, если вспомнить признаки великого человека, не таков - он идеально сложенный человек с крепким здоровым телом (не случайны были сравнения со львом и ланью), достигший просветления в зрелом возрасте (35 лет) и отвергший богатство и положение - т.е. одетый очень просто, точнее, просто обернутый одним куском ткани, без каких-либо украшений.(*)

• Основой для изображения *бодхисаттв* стал опять же Сиддхарта Гаутама, но в тот период своей жизни, когда он еще только встал на путь поиска пути к просветлению - т.е. в образе юного индийского принца. Все признаки великого человека в наличии, но от своей привычной жизни он еще не отказался, поэтому выглядит как подобает человеку его положения - изысканная прическа, наголовник-корона, браслеты на руках и ногах, ожерелье на шее, и одет он по моде того времени - нечто вроде длинной юбки, обернутой вокруг талии и подпоясанной (верхний край выпущен наружу), а через торс перекинуты длинные «ленты» из тонкой ткани, свисающие до пола.

Сравните:
Три будды из предыдущего поста



Будда в окружении бодхисаттв из самого первого поста по теме.



Будды и бодхисаттвы антропоморфны
(**), изображения и тех, и других имеют те самые признаки.



• *Мёо* отличить от первых двух категорий очень просто - по угрожающему выражению лиц и поз, стоящим дыбом от злости волосам, языкам пламени за спиной, змеям и черепам в качестве стильных аксессуаров, а также разнообразному оружию в руках - ведь эта воинственная ипостась будды, выжигающая грехи и железной рукой (и пиками) загоняющая погрязшие в развлечениях и не знающие буддизма народы на путь просветления.(***)



Мёо являются носителями истинного знания, поэтому их причисляют к распространителям учения, но при этом буддами не считают (первоначально они пришли в буддизм как воинственные божества из других религий), признаков величия они не имеют и антроморфными их назвать можно все же с некоторой натяжкой - рук, ног и голов может быть несколько.

• Пестрая компания *дэвов* присоединились к буддизму на его длинном пути из Индии через Китай в Японию - некоторые из них выглядят как китайские чиновники или знать, другие - как китайские красотки, есть воины в «западном» (с точки зрения Китая, для нас же «среднеазиатском») обличье, есть демоноподобные существа - известные боги Ветра и Грома, и совсем уж зооморфные (Гаруда).

Семь богов счастья



Двадцать восемь «воинов» плюс боги Ветра и Грома



Дэвов МНОГО. Среди них выделяют разные группы, но всех в целом считают защитниками буддизма, ибо носителями истины они не являются.


(*) За исключением Будды Вайрочаны - в японской традиции его изображают с короной и украшениями на теле, - но о нем напишу отдельно.
(**) Бодхисаттва Авалокитешвара (Каннон) в некоторых образах предстает многоруким и многолицым, а Кшитигарбха (Дзидзо) - в виде монаха, с обритой головой и в монашеской одежде, но о них тоже позднее.
(***) Исключения есть и здесь - доброжелательного вида дядька на павлине - тоже мёо. Надеюсь, до него тоже дойду. Когда-нибудь.

  • 1
Как говорится, аффтар, пеши исчо!

Я серьезно, очень доступно и познавательно. Люблю твои посты!

Теперь все это выглядит очень простым и даже очевидным :)

Да! Все абсолютно логично, если знать предысторию.

Спасибо за комментарии :)

А мне при слове "аскет" как раз и вспомнилось изображение будды, изможденного, практически скелета в тряпье, стоически сидящего под деревом - это была выставка, посвященная буддизму Индии и Непала.

Этот момент у него в биографии тоже был - он сначала попробовал пост и прочее, довел себя почти до смерти, но не нашел ответа на свои вопросы, зато понял, что умерщвление плоти лишь обессиливает тело и затуманивает мозг. Поэтому он поел рисовой кашки с молоком, которой его угостила добрая девушка, и начал ДУМАТЬ. И вот тут-то умные мысли о спасении человечества и пошли косяком :)

Да, самый прозаический крестьянский труд и простая земная пища тоже творят чудеса, но слава достается другим )

Вывод - все дело в рисовой кашке от девушки))

Очень интересно! И сам пост, и комментарии с твоими ответами ;0))
Спасибо, что напомнила, - я на работе прочла пост, собралась комментировать, но что-то, видно, отвлекло.

:))
Тебе спасибо за отзыв!
В этот раз писалось долго, закончила вечером в пятницу, когда в ЖЖ никого нет - вдруг, думаю, самое главное пропустила! А ты же интересовалась, обидно будет. Дальше-то так, мелочи и подробности пойдут.

Нет-нет, не пропустила. Когда открыла, МсКуроскин коммент прочла и свой собиралась писать. А теперь и не помню, почему не написала,
Спасибо тебе за такие интересные посты!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account