Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Встречают по одёжке...

Как говорили учителя в Аниной средней школе, «отметьте маркером весь параграф - все будет в тесте».
Итак, как с первого взгляда понять, кто перед вами - будда, бодхисаттва, мёо или вообще дэв?
По одёжке.
А еще по прическе, ну и количеству рук/ног/голов (хотя в последнем признаке есть подводные камни).

Алгоритм таков:
• За основу изображения *будд* принят образ Будды Шакьямуни - т.е. рожденного принцем, но ушедшего от мира, отказавшегося от богатства и достигшего просветления Сиддхарты Гаутамы. Есть соблазн прибавить «аскет», но при слове аскет мне лично представляется худой, даже изможденный человек, а Будда, если вспомнить признаки великого человека, не таков - он идеально сложенный человек с крепким здоровым телом (не случайны были сравнения со львом и ланью), достигший просветления в зрелом возрасте (35 лет) и отвергший богатство и положение - т.е. одетый очень просто, точнее, просто обернутый одним куском ткани, без каких-либо украшений.(*)

• Основой для изображения *бодхисаттв* стал опять же Сиддхарта Гаутама, но в тот период своей жизни, когда он еще только встал на путь поиска пути к просветлению - т.е. в образе юного индийского принца. Все признаки великого человека в наличии, но от своей привычной жизни он еще не отказался, поэтому выглядит как подобает человеку его положения - изысканная прическа, наголовник-корона, браслеты на руках и ногах, ожерелье на шее, и одет он по моде того времени - нечто вроде длинной юбки, обернутой вокруг талии и подпоясанной (верхний край выпущен наружу), а через торс перекинуты длинные «ленты» из тонкой ткани, свисающие до пола.

Сравните:
Три будды из предыдущего поста



Будда в окружении бодхисаттв из самого первого поста по теме.



Будды и бодхисаттвы антропоморфны
(**), изображения и тех, и других имеют те самые признаки.



• *Мёо* отличить от первых двух категорий очень просто - по угрожающему выражению лиц и поз, стоящим дыбом от злости волосам, языкам пламени за спиной, змеям и черепам в качестве стильных аксессуаров, а также разнообразному оружию в руках - ведь эта воинственная ипостась будды, выжигающая грехи и железной рукой (и пиками) загоняющая погрязшие в развлечениях и не знающие буддизма народы на путь просветления.(***)



Мёо являются носителями истинного знания, поэтому их причисляют к распространителям учения, но при этом буддами не считают (первоначально они пришли в буддизм как воинственные божества из других религий), признаков величия они не имеют и антроморфными их назвать можно все же с некоторой натяжкой - рук, ног и голов может быть несколько.

• Пестрая компания *дэвов* присоединились к буддизму на его длинном пути из Индии через Китай в Японию - некоторые из них выглядят как китайские чиновники или знать, другие - как китайские красотки, есть воины в «западном» (с точки зрения Китая, для нас же «среднеазиатском») обличье, есть демоноподобные существа - известные боги Ветра и Грома, и совсем уж зооморфные (Гаруда).

Семь богов счастья



Двадцать восемь «воинов» плюс боги Ветра и Грома



Дэвов МНОГО. Среди них выделяют разные группы, но всех в целом считают защитниками буддизма, ибо носителями истины они не являются.


(*) За исключением Будды Вайрочаны - в японской традиции его изображают с короной и украшениями на теле, - но о нем напишу отдельно.
(**) Бодхисаттва Авалокитешвара (Каннон) в некоторых образах предстает многоруким и многолицым, а Кшитигарбха (Дзидзо) - в виде монаха, с обритой головой и в монашеской одежде, но о них тоже позднее.
(***) Исключения есть и здесь - доброжелательного вида дядька на павлине - тоже мёо. Надеюсь, до него тоже дойду. Когда-нибудь.
Tags: Буддизм в Японии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments