?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Стрекозы и муравьи
quizas
shurra


Вчера брала на работе выходной и ходила на очередное школьное собрание, второе в этой школе - по одному на триместр.

Перед поступлением мы смотрели несколько старших школ - соответствующие Аниному уровню, ниже, выше и одну абсолютно запредельную. Запредельная мне понравилась больше всего, но не склалось сложилось. А эта понравилась Ане, хотя по ознакомительным собраниям мы, в общем, понимали, что это такое.
От нас до школы ехать где-то час, причем там от станции идти минут 25 - по тихому кварталу, вдоль речки, потом на холм, где раскинулся чудный парк... Я шла вчера пешком - чудесный осенний день, чистый воздух пригорода, парк - отдохновение души со старыми деревьями, прудом и беседкой. Прямо «детский санаторий» - как называлась остановка, где была моя школа :)
И школа за парком - новая, светлая, с внятной планировкой, широкими коридорами, деревянными скамейками под окнами в укромных уголках... почему все хорошие школы, которые мы видели, выглядели ужасно - оттуда хотелось бежать как можно быстрее?! В этой же приятно находится.
Детей учителя хвалят - энергичные, живые, активные... ни хрена не учатся. 70% первоклассников (15-16 лет) тратят на домашние задания менее получаса в день. Учительница английского сказала, что так как домашку они все равно не делают, она перестала ее задавать и старается весь материал давать на уроках.
А должны они, как повторил на этом собрании завуч, заниматься дома «класс плюс один» час - т.е. первый класс два часа, второй три... летом же третьего класса (перед поступлением в вуз) предполагаются десятичасовые (!) занятия дома. (Тут я напряглась. Если два или три часа еще можно представить, нормальные занятия, то десять часов - что можно учить десять часов каждый день?! Выводить таблицу Менделеева или доказывать, ээээ, теорему Ферма??!) Но чтобы поступить в хороший вуз, нужно заниматься именно столько, чем больше высидел, чем меньше спал, тем выше достижения - здесь это аксиома. (При таких занятиях поступлением школа не блещет, прямо скажем. Но и программа, которую сама школа формирует, у них не слишком напряженная).
На собрании класса - присутствовали всего человек 12 мам из почти сорока (причем три из них - иностранки), каждый должен был сказать пару слов о ребенке. Все, кроме одного ребенка, активно и с удовольствием заняты в школьных секциях - репетиции/тренировки почти каждый день, включая субботу, по воскресеньям часто выезды на соревнования или конкурсы. Аня приходит домой в семь-начале восьмого, остальные дети, наверное, тоже где-то в это время (уходит из дома в семь). Т.е. если сейчас теоретически у нее есть эти два часа на домашку (реально их нет), то на большее ее физически не хватит - естественно, для поступления в хороший вуз нужно будет сокращать внеурочную активность до минимума, переключая все усилия на учебу. (Либо быть супер-успешным в спорте, чтобы пройти в вуз по спортивным рекомендациям, но их мало, конечно.) Учиться буквально с утра и до ночи - и это нормально, все так делают.
Аня у меня не из тех, кто подолгу сидит и занимается, но, наверное, мать-тигрицу это не остановило бы. У правильной мамы и крокодильчик бы взлетел.
А я вспоминаю японских студентов, с которыми мы общались в институте - наши ровесники, но какими же инфантильными они казались тогда. Сейчас у меня нет знакомых студентов, поэтому такие далеко идущие выводы, наверное, делать не стоит, но все же... Вот эта исключительная сосредоточенность на учебе - мне кажется, вряд ли она проходит бесследно. В юности человек должен накапливать разнообразный опыт для будущей жизни, а не только фактические знания. А здесь получается, что мы или обеспечиваем себе успешную карьеру в крупной компании в будущем (впрочем, это никто не гарантирует, конечно), или опыт накапливаем.
...
В одном мы с крокодильчиком все же преуспели - таки читаем по-русски перед сном, пусть и не каждый день. Вряд ли для Ани, скорее, видимо для меня - когда к старости выживу из ума и забуду японский, будет мне читать Колобка.

  • 1
Про постоянную учебу - мне есть что сказать.
Мне это совсем не нравится.

Еще в бытность мою студенткой факультета психологии мы проводили эксперимент на степень усвоения материала и успешность решения задач в определенных условиях.
Результаты были такие - если испытуемый работал над задачей непрерывно или непрерывно пытался освоить материал, это у него выходило значимо хуже, чем у испытуемых, которые каждые 45 минут на 15 минут прерывались на простейшую компьютерную игру. (Пишу очень упрощенно, конечно).

Второе. Анализ многих великих открытий показывает, что многие большая часть открытий была совершена, когда человек отвлекался от проблемы. То есть активно работал над проблемой, потом переключился на другую проблему/пошел в душ/играть в гольф/спать (и т.д.) и нашел ответ. "Надо мыслить около" (не помню, чья цитата).

Ну и из недавнего. Книга С. Брауна и К. Вогана "Игра".
Описывают ситуацию в компании, которая набрала молодых специалистов, выпускников престижных вузов с великолепными академическими результатами, но эти молодые специалисты оказались неспособны решать поставленные компанией нестандартные задачи! Компания заказала исследование, и стала брать людей, у которых помимо учебы было еще хобби, и которые умели учиться не только ради учебы.
(Последний пример мне подтвердил знакомый, набиравший специалистов в одну американскую компании)

Edited at 2017-10-06 12:34 pm (UTC)

Последнее, боюсь, ярко иллюстрирует различия между японским методом управления и американским/европейским. Тут как раз ценится умение полностью выкладываться, и не важно, есть интерес к делу, или нет. Именно умение учиться ради самой учебы. И не похоже, что что-то изменится в ближайшем будущем.
Но нашим детям здесь жить, скорее всего, - вижу, что большинство принимают правила игры. А я не могу - очень не нравится эта ситуация, но я и не психолог. Интересно, где-то и как-то это вообще изучается?



Edited at 2017-10-06 01:38 pm (UTC)

думаю, большинству японцев боязно что-то менять в схеме "стандартная работа до пенсии". Слишком долго их приучают к порядку, ой непросто им дается жизненная гибкость..

Да особенно не разбежишься менять, когда на тебе висит кредит на дом на 35 лет, учеба пары детей - образование-то платное, фактически. Плюс уход за престарелыми родителями - либо жена должна при них находиться, либо дорогущий дом престарелых.

Я в свое время отчасти из-за этого и уехала из Японии, мне очень не хотелось подобную мясорубку для дочери. Я работала все 8 лет в академической среде, и мне много есть чего сказать насчет качества японского обучения и получающихся студентов. Причем система даже гениев может ухайдакать до вегетативного состояния (ибо от гениев еще больше требуется). Про социальные аспекты лучше и не начинать, но студентов забивают и чисто академически. Забавно то, что лучше японской начальной школы трудно себе что-либо представить, все очень сбалансировано, детям хорошо. А потом потихоньку начинается все хуже и хуже. Моя девица вообще-то умненькая, но пришлось ее сдавать в подготовительную школу вдобавок к обычной, получать оттуда эти идиотские репорты с результатами постоянных тестов, показывающих, в какой университет она может, а в какой пока не может попасть и т.п. И начинается нервотрепка и деньговыбрасывание на зубрежку под присмотром. Переезд в Америку решил массу проблем, девица моя сразу оказалась в классе вполне продвинутой, училась хорошо (хотя ей пришлось срочно еще и английский учить), легко поступила в местный, вполне хороший университет. И с тех пор, как закончила, работает в американском биотехе вполне хорошо. Правда конечно постоянство на всю жизнь не гарантировано.

Спасибо за такой подробный ответ!
Постоянство, увы, в Японии уже тоже не гарантировано. Кто мог предположить даже 5-7 лет назад, что Тосиба, Шарп и автопредприятия Мицубиси окажутся на грани банкротства, Сони будет едва сводить концы с концами, а Никон - терпеть убытки? И это только вершина айсберга, системные проблемы японских предприятий выявляются постоянно. А эти проблемы непременно сопровождаются сокращениями персонала... так что на работу на всю жизнь рассчитывать сложно.
Если вам не трудно, не могли бы вы подробнее написать про японских студентов? Насколько я поняла, вы занимаетесь наукой и можете сравнить системы - что именно вам не понравилось в до-вузовском и вузовском образовании в Японии? У меня дочь подходит к институтскому возрасту, и я в полнейшем раздрае - с одной стороны, надо решать, с другой - останавливает то, что на мой взгляд полного профана (преподавателей вузов рядом нет, да и студентов тоже) на выходе за большие деньги мы имеем пшик, который сам по себе нигде за пределами Японии не котируется. При этом ребенок у меня довольно средненький и таланты не в области точных наук - может, вообще не рыпаться...


Ох, как же я за вас с Аней переживаю в этом плане! :0((

Не зря муж так рвался в Штаты в своё время.


Умница твой муж. И детки в него :)
Вер, ты не представляешь, как мне их тут жалко!
Сегодня в поезде рядом со мной мама везла девочку в школу - скорее всего, девочка в средней школе, тюгакко, в форме, но невысокая. Девочка в маске, держалась за маму и мама ее постоянно спрашивала: «Как ты? Может, выйдем?» Девочку шатало, глаза закрыты - явно совсем плохо ребенку. В руке зажат учебник. Сейчас как раз время триместровых экзаменов, пропустишь - все, привет, оценка за триместр будет серьезно снижена. А если это третий класс средней школы, то последствия могут быть очень серьезные. Так нельзя, по-моему :(

Гм... Тяжело, я бы не выдержала, пожалуй, хотя учиться всегда любила.

Я тоже училась с удовольствием, хотя была не слишком прилежна, просто легко давалось.
Смотрю на дочь - я бы точно долго не выдержала, да еще на том уровне, на котором с них требуют.

Жуть какая, :-(


Ты просто не представляешь.

Ого, по 12 часов быть не дома, и потом еще два-три часа тратить на учебу... А когда же жить? Ну, в кино, я не знаю, на концерт, погулять, воздухом подышать, с друзьями пообщаться, книжку почитать, хобби каким-то позаниматься, просто ничего не поделать ) А если не занят в секциях, то когда, самое раннее, приходишь домой?

Если секций нет, то, как правило, уроки заканчиваются в начале четвертого - около четырех. В средней школе (наши 7-9 классы) обычно учатся в своем районе, тогда идти близко. Старшая школа обычно дальше от дома, тогда еще ехать около часа. Проблема в том, что в старшей школе особенно практически все заняты в кружках/секциях в школе, т.е. найти компанию в будний день невозможно. Все внешкольные хобби (концерты, кино и проч) оттеснены на воскресенья, да и те часто заняты соревнованиями, если у ребенка секция.
Книжки они мало читают.
Анна у меня маловато учится, поэтому она и почитать успевает, и с друзьями встречается, но за счет учебы, увы.
Но в прошлом году, когда ей пришлось взяться за ум и серьезно готовиться к экзаменам в старшую школу, я ее почти не видела - секции не было, но три дня в неделю дополнительные занятия (дзюку, подготовительная школа), два английских с учительницей, плюс трехчасовые занятия, кажется, в дзюку в выходные несколько раз в месяц (два-три?). Летом и зимой, конечно, тоже были занятия - несколько часов в день. Я думала, *я* сойду с ума. А дети... и это Аня только последние полгода так занималась, у остальных это все три года учебы в средней школе длится!
Ты понимаешь теперь, почему я читаю ваши посты про дачку и душой отдыхаю? Где-то есть еще у детей нормальное детство :)

мэменя вот это все пугает страшно..я не очень понимаю, у них какая-то супер насыщеная программа, что такой объем знаний, требующий столько времени? у нас в старшей школе было скорее повторение, очень легко было учиться, не считая прессинга с поступлением..как-то у меня в голове не укладывается, что там за сакральные знания, которые надо зубрить по 15 часов в сутки

С одной стороны у них объемная программа - она точно не меньше нашей советской по охвату тем, мне даже кажется, что больше - они точно проходят темы, которых у нас не было, причем программа включает также полноценное образование по ИЗО, музыке и физической культуре/основам питания/здоровью с письменными тестами, а не просто демонстрацией тяп-ляп рисунка «для галочки».
С другой, требования достаточно жесткие и проверка по всем предметам и по всей программе проходит в письменном виде, т.е. нельзя что-то где-то «наболтать». Ну и особенность языка - иероглифическая письменность, когда каждое новое слово (сочетание) нужно прописать, чтобы хотя бы запомнит - все в комплексе требует много времени на полноценное усвоение.
При этом сейчас школьное образование здесь крайне неэффективно - большие классы, лекционная система, при которой участие ученика минимально - они повторяют все для экзаменов, а нев процессе учебы, как мы. Результат - в школе просиживают часы, а учатся в дзюку.

Мда, всякий раз, когда я читал/мне рассказывали о японских школьниках (режим учёбы, bullying, всякие "весёлые старты" вместо выходных...) - как я радобвался, что моя учёба была нЕ ТАКОЙ...

Да. Хотя вот разнообразные клубы при школе скорее плюс - практически везде, в любой государственной, можно выбрать на свой вкус - бейсбол, танцы, чайная церемония, плавание, теннис - полтора десятка точно. А в частных вообще раздолье.
Но в этих клубах они упахиваются, конечно, до состояния овоща. В Аниной старой (средней) школе хор на днях занял первое место на всеяпонском конкурсе - они поют днем и ночью, репетиции с утра до занятий и каждый день после, без каникул. Но если ребенок увлечен, другого ему и не надо.

  • 1