Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Безумные дни, Токио 2016
quizas
shurra
День первый пунктиром здесь.
День второй выдался совсем не сумасшедшим - всего один концерт, зато какой! Совместное выступление эрху и симфонического оркестра.
Эрху - это вот это:



Вики называет его "китайской скрипкой"; у инструмента очень характерное, "китайское" звучание.
Исполняли два произведения, переработанные для эрху и оркестра - скрипичный концерт "Влюбленные-бабочки" и "Песню птиц" Казальса. Первое произведение полностью удовлетворило мое любопытство относительно того, как китайский инструмент будет звучать в сочетании с европейскими - нормально будет звучать, а вот второе - просто понравилось.
Вообще, фестиваль этого года у нас прошел под девизом "Сочетать несочетаемое".
Потому что программа третьего дня была настолько эклектична, насколько это вообще возможно.


Началось все в 10 утра (мы встали в семь в выходной день, чтобы поехать на концерт классической музыки!), причем для первого концерта дня набор был... несколько неожиданным: Моцарт "Маленькая ночная серенада", Вивальди "Ночь" и Боккерини "Ночная музыка улиц Мадрида". Аня ждала Моцарта, я Боккерини - и мы обе остались абсолютно довольны выбором и ни секунды не пожалели о потерянном утреннем сне. Особенно чудесным оказался Боккерини - менуэт исполняли как-то так - похоже, строго следуя указаниям автора (в сети почти нет вариантов с таким исполнением). У скрипачей при этом тоже был очень довольный вид - видимо, нечасто им выпадает возможность сыграть на скрипке, как на гитаре.
Потом на уличной сцене послушали Брамса и отправились на концерт японской флейты сякухати.
Первый - и, скорее всего, последний раз в жизни - я 40 минут подряд слушала сякухати.
Многообещающее начало:



Это "позывные" странствующих монахов-комусо - приветствие и ответ на него. Им обучали наставники в монастырях, и исполнение, таким образом, могло варьироваться от храма к храму и от одного монаха к другому. Но если встреченный на улице комусо вообще НИКАК не отвечал на позывной собрата - вот тогда можно было содрать с самозванца шапку и отобрать у жулика кружку с пожертвованиями! (Мастер сякухати смеялся, рассказывая об этом, так что верить ему или нет - решаем сами).
В общем, мне даже понравилось.
А вот ближе к концу...
Кто-то из френдов, кажется, жаловался на бессонницу? Дарю!
(Если хотите воспроизвести атмосферу концерта, в комнате следует выключить верхний свет, оставив один источник вроде ночника в некотором отдалении, и сосредоточиться на этом световом пятне.)



(Классическая мелодия "Гнездование журавля". Исполняет как раз Мицухаси Кифу, которого мы и слушали.)

И еще два произведения: "Дальний крик оленя" и "Пять пьес" авторства Морои Макото.

Для тех, кто еще со мной, продолжаю.

После сякухати нам просто необходима была некоторая встряска, и мы ее получили тут же, на уличной сцене:



Барабаны из Бурунди - темой фестиваля этого года была природа, отсюда такое разнообразие инструментов и произведений, и большее, чем обычно, внимание к народной музыке.



О, это было круто! Японцы знают толк в ударных, и барабаны-тайко мы слушаем каждое лето с наслаждением, но здесь такого я еще не видела.



Они успевали отбивать сложные ритмы, танцевать и выделывать что-то невообразимое с палочками. В какой-то момент мне стало казаться, что палочки являются продолжением руки барабанщика.



Не только телефон, глаз не успевал за их движениями. Драйв!



Японцы тоже прониклись.

Мы не дождались финала этого концерта - кстати, уличные выступления короткие, всего 20 минут, - и отправились на следующий. Потом пожалели - надо было дослушать, потому что Канон Пахельбеля Ане еще много где встретится, а вот барабаны Бурунди вряд ли.
Но она очень хотела Канон.



Концерты на открытом воздухе в мае - это чудо.



И очень трогательно, что столько людей были с детьми. Конечно, фестиваль задуман прежде всего как семейное мероприятие, на многие концерты можно придти с маленьким ребенком, но все же удивительно, что столько людей приезжают в центр города с малышами в выходной день.
Набрав всяких булочек в ближайшей кондитерской, отправились в парк Хибия, открытая сцена в котором впервые стала одной из площадок фестиваля.
Токио в этот день очень успешно косплеил европейский город.



В парке слушали VOCES8 - вокальный ансамбль a caрpella из Великобритании.


(Фото из сети)

Восемь человек, из них две девушки, костяк группы - трое нынешних участников и несколько уже ушедших - пели в хоре Вестминстерского Аббатства. Прекрасные голоса, мне особенно понравился бас и рыженькая девушка-сопрано.
У них очень разнообразный репертуар - много церковного пения, но есть и джаз, популярная и народная музыка, и отличные шутливые номера - с ариями из опер!
В этот раз программа была скорее популярной с расчетом на местного слушателя - помимо одного псалма Мендельсона (он ли это?) хорошо известная здесь народная шотландская песня The water is wide, японская "Фурусато" - на японском, Starry night, Осенние листья, California dreaming и Circle of life из мюзикла, причем они смогли организовать и участие зрителей - "волну", ритмичное прихлопывание, подпевание где-то. Анюта меня порадовала тем, что понимала вроде бы все, что говорил один из участников-ведущий концерта.
Он, кстати, хвалил японских зрителей за отличное чувство ритма. Я тоже старалась хлопать изо всех сил, и даже немного загордилась, что почти не отставала - так, самую малость. Но после одной из песен Аня повернулась ко мне: "Мам, ты все время не в такт хлопаешь".
Я получила громадное удовольствие, жаль только, что маловато было серьезной музыки - в их исполнении ее интереснее слушать, как мне кажется. Объявили, что приедут с гастролями в декабре - сходить, что ли.
Этот концерт закончился в шесть часов, Анюта поехала домой, а я вернулась на основную площадку фестиваля - Международный Форум в Маруноути, потому что неиспользованным оставался последний билет этого длинного дня - на заключительный концерт фестиваля.
Времени было много, поэтому я удобно устроилась перед открытой сценой с бокалом вина и собралась писать пост про глицинии. На сцену же вышли две девушки - участницы, для репетиции следующего номера. Через пару минут я отвлеклась от ЖЖ - "Не может быть! Наверное, ослышалась." Но ослышаться в отношении этой мелодии невозможно.
Девушки же с таким жаром продолжали репетицию и так увлеклись, что служащий попросил их хотя бы финал не исполнять и оставить его сюрпризом для зрителей. Он был прав - конец произведения был немного неожиданным.
Играли девушки великолепно, слаженно и вдохновенно, хотя вещь - Розенблат, Концертино на две русские темы для 2-х роялей - показалась мне (как это ни странно) технически сложной.
Удивительно было слушать... Подмосковные вечера на уличном концерте в майском Токио, но такова жизнь.
Я едва дождалась 9.45 и начала последнего концерта. Первая часть - совместное выступление японского барабана-тайко и симфонического оркестра, честно говоря, не слишком понравилась, вторая - Стравинский, Весна священная (которую я очень ждала) - произвела лучшее впечатление, но я очень устала и едва досидела до конца.
Замечательный получился день - как будто за 12 часов мы проехали полсвета - Азию, Европу и Африку.

П.С. Тема следующего года - Танец!

  • 1

Обалдеть, вот это программа!


У меня глаза разбегались - столько всего интересного было в этот раз!
Но начало в 9.45 - перебор, конечно, хотя я была уверена, что выдержу. Слава богу, что не достались билеты на клавесин с началом в половине одиннадцатого :)

Безумству храбрых...
Эх, жили б мы рядышком, ты б меня тоже вытаскивала...

Какая насыщеннная у вас программа! Мы тоже встали в воскресенье в 7 ради концерта классической музыки, но пока мои мальчишки классику больше терпят, чем ждут :(

Даже если терпят - уже хорошо. Не все и на это согласны.
Я благодарю школу - она здесь хорошо знакомит с классической музыкой. Многое из того, что мы слушаем на фестивалях, Анна уже знает - даже Холста они в школе проходили, так что мы только повторяем и получаем удовольствие. Ну и кругозор немного расширяем.

Потрясающе! Вот этому я завидую больше всего, пожалуй.

А как ей завидую я! Они же и поют, по голосам! Базовой музыкальной грамотой, которой я была лишена, они овладевают прямо в школе. Японскую школу есть за что ругать, но базу по всем предметам (кроме английского), включая искусства, все же они дают.

Шура, ну ты даёшь! Я бы не выдержала целый день, даже прекрасного :)))

Развлекаться я могу долго и разнообразно :) вот работать...

Ого, сколько всего! Я бы половину даже не выдержала:)

Да там не так страшно. Концерты короткие, по 40 минут. Первый - Вивальди и компанию - рядом малышка лет 5 слушала и не заскучала даже.
А барабаны вообще кайф.

Ну все равно, нужно быть устойчивым товарищем:)

Сколько экзотических инструментов в вашем посте )) Не встречала такого названия - эрху, а оказалось, он так элегантно выглядит.
И конечно же, изумляет в самом хорошем смысле слова ваша музыкальная всеядность ))
А на таких открытых летних сценах, как на последнем фото, концерты платные?

Да, концерт на последнем фото тоже был платный. Билет был чуть дешевле, кажется, чем на закрытых сценах, но у нас был без места, дальше от сцены. А круг ближе - с местами и по обычной цене. Но это был настоящий сорокаминутный концерт. Этих ребят можно было послушать и бесплатно - на маленькой открытой сцене они давали и бесплатный концерт, но это всего 20 минут - две-три песни.
Всеядна :)) это я самообразованием занимаюсь.
А потом, интересно же! В этот раз еще художественный свист с оркестром можно было послушать, но я решила, что это будет уже перебор :))

Ух, какой замечательно-насыщенный день получился! Очень за вас с Анютой рада! :о))

Очень англичане понравились. Я их прежде не слышала, спасибо за наводку.

ВОт интересно, как ты 40 минут флейты выдержала - и еще потом столько всего успела? Она же такая медитативная, настраивающая на совершенно иной лад, не вписывающийся в бурный ритм большого города :о)

Флейта была суровым испытанием :)) но там большая часть зала к концу песни про журавля пребывала в таких дивных грезах, что мне не было стыдно :))
Англичане великолепны! Я не ждала ничего особенного от них (потому что обычно для этого фестиваля заранее не готовлюсь и про исполнителей инфу не ищу, предпочитая свежие впечатления), но они меня очень удивили и порадовали. Оказалось, много гастролируют, даже на сцене Мариинского пели! Я поэтому и дала столько ссылок на них - надеялась, что кого-то может заинтересовать.

Такие внезапные открытия особенно приятны! :0) Спасибо, что делишься. Вот я еще бурундийские барабаны найду - тоже, похоже, праздник будет :0)

Спасибо! Смешные какие! :0))
Не могу не сравнить с тайко - вот, казалось бы, барабаны и барабаны - а какая разница!

О! как всё интересно!
Жаль, нету видео хоть кусочка барабанов - я сама на африканском барабане учусь играть (только на другом: у этих, кажется, кпанлого, а я играю на джембе). Но в любом случае интересно: я про кпанлого только знала по картинкам и запомнила само название. А вот что на нём играют так оригинально - нося на голове и стучат колотушкой - не знала! Можно будет в наш ученический чат фотки с ними ссылкой кинуть? думаю, народу будет любопытно посмотреть, как выглядит настоящее выступление с африканскими барабанами!

Если вам так интересно :) Есть видео концерта этой же группы на фестивале в Нанте (головном фестивале). Я не стала включать это видео в пост, потому что немного другая мелодия и не так зрелищно, как то, что смотрели мы.
Барабаны они выносят на головах (я, кстати, не поняла - это выдолбленное дерево? Они тогда должны быть тяжеленные!) , немного играют так, а потом ставят на землю. Во время игры несколько человек еще как будто жонглировали - не подкидывали, а крутили палочки в руках и вокруг туловища - между отбиванием ритма, вот тут у меня глаза просто не успевали заметить, КАК они это делают. И еще правой и левой рукой они отстукивали немного разное - такое я даже представить не могу :)


https://youtu.be/XxOJi1VA2Hk

Вот, нашла. Больше было похоже на это
https://youtu.be/XqLglmFRyRI

Ооо! Спасибо большое!
Потащу в группу - пусть народ смотрит, к чему нам надо стремиться. )))

Что касается барабанов - да, они все из выдолбленного дерева делаются. Насчет остальных не знаю, может и толще, а у джембе, например, (он из распространённых африканских барабанов средний по размерам) толщина стенок около 2 см.
И в целом больше ценятся (и в прямом, и в переносном смысле) барабаны, изготовленные из более твёрдых пород дерева - у них тогда более сильный и чистый звук. А от древесины и вес зависит: например, у нас в группе есть барабан диаметром 31 см, а тот, на котором я играю - диаметром всего 24 см. и "ростом" ниже на 10 см., но из-за того, что другая порода древесины, мой весит ощутимо больше того, и на нём более громкий звук, особенно бас. Хотя если бы древесина была одинаковая, то по этим всем параметрам "выигрывал" бы тот барабан, что больше.
Ни разу, правда, не взвешивала. Надо будет поставить на весы - сколько же он, собственно, весит :)
А ещё на них натягивается натуральная кожа (обычно коза) и у новых барабанов чаще всего шкура - с остатками "небритости" (чтобы не попортить кожу, её предпочитают скорее недоскоблить, чем скоблить по полной) - но в общем-то играть это не мешает, а в процессе игры она довольно быстро стирается. И уже через пару месяцев обычная гладкая.
Из-за этого, помню, мы прикалывались, что надо обтягивать барабан вообще небритой шкурой, а потом по размеру и скорости разрастания "лысины" судить, насколько старательно человек дома занимается :))))

Edited at 2016-05-18 02:22 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account