День второй выдался совсем не сумасшедшим - всего один концерт, зато какой! Совместное выступление эрху и симфонического оркестра.
Эрху - это вот это:

Вики называет его "китайской скрипкой"; у инструмента очень характерное, "китайское" звучание.
Исполняли два произведения, переработанные для эрху и оркестра - скрипичный концерт "Влюбленные-бабочки" и "Песню птиц" Казальса. Первое произведение полностью удовлетворило мое любопытство относительно того, как китайский инструмент будет звучать в сочетании с европейскими - нормально будет звучать, а вот второе - просто понравилось.
Вообще, фестиваль этого года у нас прошел под девизом "Сочетать несочетаемое".
Потому что программа третьего дня была настолько эклектична, насколько это вообще возможно.
Началось все в 10 утра (мы встали в семь в выходной день, чтобы поехать на концерт классической музыки!), причем для первого концерта дня набор был... несколько неожиданным: Моцарт "Маленькая ночная серенада", Вивальди "Ночь" и Боккерини "Ночная музыка улиц Мадрида". Аня ждала Моцарта, я Боккерини - и мы обе остались абсолютно довольны выбором и ни секунды не пожалели о потерянном утреннем сне. Особенно чудесным оказался Боккерини - менуэт исполняли как-то так - похоже, строго следуя указаниям автора (в сети почти нет вариантов с таким исполнением). У скрипачей при этом тоже был очень довольный вид - видимо, нечасто им выпадает возможность сыграть на скрипке, как на гитаре.
Потом на уличной сцене послушали Брамса и отправились на концерт японской флейты сякухати.
Первый - и, скорее всего, последний раз в жизни - я 40 минут подряд слушала сякухати.
Многообещающее начало:
Это "позывные" странствующих монахов-комусо - приветствие и ответ на него. Им обучали наставники в монастырях, и исполнение, таким образом, могло варьироваться от храма к храму и от одного монаха к другому. Но если встреченный на улице комусо вообще НИКАК не отвечал на позывной собрата - вот тогда можно было содрать с самозванца шапку и отобрать у жулика кружку с пожертвованиями! (Мастер сякухати смеялся, рассказывая об этом, так что верить ему или нет - решаем сами).
В общем, мне даже понравилось.
А вот ближе к концу...
Кто-то из френдов, кажется, жаловался на бессонницу? Дарю!
(Если хотите воспроизвести атмосферу концерта, в комнате следует выключить верхний свет, оставив один источник вроде ночника в некотором отдалении, и сосредоточиться на этом световом пятне.)
(Классическая мелодия "Гнездование журавля". Исполняет как раз Мицухаси Кифу, которого мы и слушали.)
И еще два произведения: "Дальний крик оленя" и "Пять пьес" авторства Морои Макото.
Для тех, кто еще со мной, продолжаю.
После сякухати нам просто необходима была некоторая встряска, и мы ее получили тут же, на уличной сцене:

Барабаны из Бурунди - темой фестиваля этого года была природа, отсюда такое разнообразие инструментов и произведений, и большее, чем обычно, внимание к народной музыке.

О, это было круто! Японцы знают толк в ударных, и барабаны-тайко мы слушаем каждое лето с наслаждением, но здесь такого я еще не видела.

Они успевали отбивать сложные ритмы, танцевать и выделывать что-то невообразимое с палочками. В какой-то момент мне стало казаться, что палочки являются продолжением руки барабанщика.

Не только телефон, глаз не успевал за их движениями. Драйв!

Японцы тоже прониклись.
Мы не дождались финала этого концерта - кстати, уличные выступления короткие, всего 20 минут, - и отправились на следующий. Потом пожалели - надо было дослушать, потому что Канон Пахельбеля Ане еще много где встретится, а вот барабаны Бурунди вряд ли.
Но она очень хотела Канон.

Концерты на открытом воздухе в мае - это чудо.

И очень трогательно, что столько людей были с детьми. Конечно, фестиваль задуман прежде всего как семейное мероприятие, на многие концерты можно придти с маленьким ребенком, но все же удивительно, что столько людей приезжают в центр города с малышами в
Набрав всяких булочек в ближайшей кондитерской, отправились в парк Хибия, открытая сцена в котором впервые стала одной из площадок фестиваля.
Токио в этот день очень успешно косплеил европейский город.

В парке слушали VOCES8 - вокальный ансамбль a caрpella из Великобритании.

(Фото из сети)
Восемь человек, из них две девушки, костяк группы - трое нынешних участников и несколько уже ушедших - пели в хоре Вестминстерского Аббатства. Прекрасные голоса, мне особенно понравился бас и рыженькая девушка-сопрано.
У них очень разнообразный репертуар - много церковного пения, но есть и джаз, популярная и народная музыка, и отличные шутливые номера - с ариями из опер!
В этот раз программа была скорее популярной с расчетом на местного слушателя - помимо одного псалма Мендельсона (он ли это?) хорошо известная здесь народная шотландская песня The water is wide, японская "Фурусато" - на японском, Starry night, Осенние листья, California dreaming и Circle of life из мюзикла, причем они смогли организовать и участие зрителей - "волну", ритмичное прихлопывание, подпевание где-то. Анюта меня порадовала тем, что понимала вроде бы все, что говорил один из участников-ведущий концерта.
Он, кстати, хвалил японских зрителей за отличное чувство ритма. Я тоже старалась хлопать изо всех сил, и даже немного загордилась, что почти не отставала - так, самую малость. Но после одной из песен Аня повернулась ко мне: "Мам, ты все время не в такт хлопаешь".
Я получила громадное удовольствие, жаль только, что маловато было серьезной музыки - в их исполнении ее интереснее слушать, как мне кажется. Объявили, что приедут с гастролями в декабре - сходить, что ли.
Этот концерт закончился в шесть часов, Анюта поехала домой, а я вернулась на основную площадку фестиваля - Международный Форум в Маруноути, потому что неиспользованным оставался последний билет этого длинного дня - на заключительный концерт фестиваля.
Времени было много, поэтому я удобно устроилась перед открытой сценой с бокалом вина и собралась писать пост про глицинии. На сцену же вышли две девушки - участницы, для репетиции следующего номера. Через пару минут я отвлеклась от ЖЖ - "Не может быть! Наверное, ослышалась." Но ослышаться в отношении этой мелодии невозможно.
Девушки же с таким жаром продолжали репетицию и так увлеклись, что служащий попросил их хотя бы финал не исполнять и оставить его сюрпризом для зрителей. Он был прав - конец произведения был немного неожиданным.
Играли девушки великолепно, слаженно и вдохновенно, хотя вещь - Розенблат, Концертино на две русские темы для 2-х роялей - показалась мне (как это ни странно) технически сложной.
Удивительно было слушать... Подмосковные вечера на уличном концерте в майском Токио, но такова жизнь.
Я едва дождалась 9.45 и начала последнего концерта. Первая часть - совместное выступление японского барабана-тайко и симфонического оркестра, честно говоря, не слишком понравилась, вторая - Стравинский, Весна священная (которую я очень ждала) - произвела лучшее впечатление, но я очень устала и едва досидела до конца.
Замечательный получился день - как будто за 12 часов мы проехали полсвета - Азию, Европу и Африку.
П.С. Тема следующего года - Танец!