Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Безумные дни, Токио 2016

День первый пунктиром здесь.
День второй выдался совсем не сумасшедшим - всего один концерт, зато какой! Совместное выступление эрху и симфонического оркестра.
Эрху - это вот это:



Вики называет его "китайской скрипкой"; у инструмента очень характерное, "китайское" звучание.
Исполняли два произведения, переработанные для эрху и оркестра - скрипичный концерт "Влюбленные-бабочки" и "Песню птиц" Казальса. Первое произведение полностью удовлетворило мое любопытство относительно того, как китайский инструмент будет звучать в сочетании с европейскими - нормально будет звучать, а вот второе - просто понравилось.
Вообще, фестиваль этого года у нас прошел под девизом "Сочетать несочетаемое".
Потому что программа третьего дня была настолько эклектична, насколько это вообще возможно.


Началось все в 10 утра (мы встали в семь в выходной день, чтобы поехать на концерт классической музыки!), причем для первого концерта дня набор был... несколько неожиданным: Моцарт "Маленькая ночная серенада", Вивальди "Ночь" и Боккерини "Ночная музыка улиц Мадрида". Аня ждала Моцарта, я Боккерини - и мы обе остались абсолютно довольны выбором и ни секунды не пожалели о потерянном утреннем сне. Особенно чудесным оказался Боккерини - менуэт исполняли как-то так - похоже, строго следуя указаниям автора (в сети почти нет вариантов с таким исполнением). У скрипачей при этом тоже был очень довольный вид - видимо, нечасто им выпадает возможность сыграть на скрипке, как на гитаре.
Потом на уличной сцене послушали Брамса и отправились на концерт японской флейты сякухати.
Первый - и, скорее всего, последний раз в жизни - я 40 минут подряд слушала сякухати.
Многообещающее начало:



Это "позывные" странствующих монахов-комусо - приветствие и ответ на него. Им обучали наставники в монастырях, и исполнение, таким образом, могло варьироваться от храма к храму и от одного монаха к другому. Но если встреченный на улице комусо вообще НИКАК не отвечал на позывной собрата - вот тогда можно было содрать с самозванца шапку и отобрать у жулика кружку с пожертвованиями! (Мастер сякухати смеялся, рассказывая об этом, так что верить ему или нет - решаем сами).
В общем, мне даже понравилось.
А вот ближе к концу...
Кто-то из френдов, кажется, жаловался на бессонницу? Дарю!
(Если хотите воспроизвести атмосферу концерта, в комнате следует выключить верхний свет, оставив один источник вроде ночника в некотором отдалении, и сосредоточиться на этом световом пятне.)



(Классическая мелодия "Гнездование журавля". Исполняет как раз Мицухаси Кифу, которого мы и слушали.)

И еще два произведения: "Дальний крик оленя" и "Пять пьес" авторства Морои Макото.

Для тех, кто еще со мной, продолжаю.

После сякухати нам просто необходима была некоторая встряска, и мы ее получили тут же, на уличной сцене:



Барабаны из Бурунди - темой фестиваля этого года была природа, отсюда такое разнообразие инструментов и произведений, и большее, чем обычно, внимание к народной музыке.



О, это было круто! Японцы знают толк в ударных, и барабаны-тайко мы слушаем каждое лето с наслаждением, но здесь такого я еще не видела.



Они успевали отбивать сложные ритмы, танцевать и выделывать что-то невообразимое с палочками. В какой-то момент мне стало казаться, что палочки являются продолжением руки барабанщика.



Не только телефон, глаз не успевал за их движениями. Драйв!



Японцы тоже прониклись.

Мы не дождались финала этого концерта - кстати, уличные выступления короткие, всего 20 минут, - и отправились на следующий. Потом пожалели - надо было дослушать, потому что Канон Пахельбеля Ане еще много где встретится, а вот барабаны Бурунди вряд ли.
Но она очень хотела Канон.



Концерты на открытом воздухе в мае - это чудо.



И очень трогательно, что столько людей были с детьми. Конечно, фестиваль задуман прежде всего как семейное мероприятие, на многие концерты можно придти с маленьким ребенком, но все же удивительно, что столько людей приезжают в центр города с малышами в выходной день.
Набрав всяких булочек в ближайшей кондитерской, отправились в парк Хибия, открытая сцена в котором впервые стала одной из площадок фестиваля.
Токио в этот день очень успешно косплеил европейский город.



В парке слушали VOCES8 - вокальный ансамбль a caрpella из Великобритании.


(Фото из сети)

Восемь человек, из них две девушки, костяк группы - трое нынешних участников и несколько уже ушедших - пели в хоре Вестминстерского Аббатства. Прекрасные голоса, мне особенно понравился бас и рыженькая девушка-сопрано.
У них очень разнообразный репертуар - много церковного пения, но есть и джаз, популярная и народная музыка, и отличные шутливые номера - с ариями из опер!
В этот раз программа была скорее популярной с расчетом на местного слушателя - помимо одного псалма Мендельсона (он ли это?) хорошо известная здесь народная шотландская песня The water is wide, японская "Фурусато" - на японском, Starry night, Осенние листья, California dreaming и Circle of life из мюзикла, причем они смогли организовать и участие зрителей - "волну", ритмичное прихлопывание, подпевание где-то. Анюта меня порадовала тем, что понимала вроде бы все, что говорил один из участников-ведущий концерта.
Он, кстати, хвалил японских зрителей за отличное чувство ритма. Я тоже старалась хлопать изо всех сил, и даже немного загордилась, что почти не отставала - так, самую малость. Но после одной из песен Аня повернулась ко мне: "Мам, ты все время не в такт хлопаешь".
Я получила громадное удовольствие, жаль только, что маловато было серьезной музыки - в их исполнении ее интереснее слушать, как мне кажется. Объявили, что приедут с гастролями в декабре - сходить, что ли.
Этот концерт закончился в шесть часов, Анюта поехала домой, а я вернулась на основную площадку фестиваля - Международный Форум в Маруноути, потому что неиспользованным оставался последний билет этого длинного дня - на заключительный концерт фестиваля.
Времени было много, поэтому я удобно устроилась перед открытой сценой с бокалом вина и собралась писать пост про глицинии. На сцену же вышли две девушки - участницы, для репетиции следующего номера. Через пару минут я отвлеклась от ЖЖ - "Не может быть! Наверное, ослышалась." Но ослышаться в отношении этой мелодии невозможно.
Девушки же с таким жаром продолжали репетицию и так увлеклись, что служащий попросил их хотя бы финал не исполнять и оставить его сюрпризом для зрителей. Он был прав - конец произведения был немного неожиданным.
Играли девушки великолепно, слаженно и вдохновенно, хотя вещь - Розенблат, Концертино на две русские темы для 2-х роялей - показалась мне (как это ни странно) технически сложной.
Удивительно было слушать... Подмосковные вечера на уличном концерте в майском Токио, но такова жизнь.
Я едва дождалась 9.45 и начала последнего концерта. Первая часть - совместное выступление японского барабана-тайко и симфонического оркестра, честно говоря, не слишком понравилась, вторая - Стравинский, Весна священная (которую я очень ждала) - произвела лучшее впечатление, но я очень устала и едва досидела до конца.
Замечательный получился день - как будто за 12 часов мы проехали полсвета - Азию, Европу и Африку.

П.С. Тема следующего года - Танец!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments