Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Не разглядеть за деревьями леса

(В нынешнем суетном мире это совершенно не важно, но вдруг кому-то интересно...).

На вопрос в предыдущем посте: "Что такое укиё-э?", я бы, пожалуй, ответила, не особенно задумываясь, приблизительно так же, как большинство френдов - это гравюры на темы "бренного мира". При том, что своими глазами видела не только гравюры, а к "бренному миру" традиционно относят и куртизанок, и актеров, и уличные сценки, и любофф, и пейзаж, т.е. *быт*.
И вот недавно на выставке укиё-э на меня, наконец, снизошло озарение.

Укиё-э - это жанровая живопись Японии 17-19 веков. Всё. Ей присущи определенные черты, и они внешне отличают укиё-э от привычных нам картин, поэтому многие европейцы начинают искать там сложные глубинные смыслы, которые автору и в голову не приходили...
А уже за общим определением следуют частности: техника - гравюра или рукописное произведение, узкая тема - актер или красотка (или и то, и другое одновременно), или вообще пейзаж; школа, к которой относился автор, и проч.
Гравюры в этом жанре более известны за пределами Японии, поскольку это было массовое производство, они первыми широко разошлись в Европе, а рукописные картины (свитки/листы) - относительно дорогой штучный товар (как и европейские картины). Однако на любой выставке в Японии гравюры будут соседствовать со рукописными произведениями. Более того, рукописные картины в этом жанре появились раньше гравюр, а одни и те же художники обычно работали с обеими техниками.

И после того, как мы определись с тем, ЧТО перед нами, оно вдруг удивительным (для меня по крайней мере) образом встает в один ряд с хорошо знакомыми образцами.
Вот, например, эта чудесная картина "Урок музыки" Утагавы Тоёкуни (!) (из серии "Сто образов современных женщин", 1806 год)



Антураж, конечно, сбивает с толку - изображена, предположительно, о-кия (домик гейш), но все остальное... Вполне вписывается в этот ряд:



Вечная тема - фасад и изнанка, учитель и ученик, хозяин и слуга, труд и праздность. Но зато какая у Тоёкуни колоритная служанка! Гораздо выразительнее, чем на других картинах. А ученица-пофигистка в розавиньком? И очень похожая репетиторша по математике была у меня - одной рукой говорит по телефону, другой тычет в задание на пол-листа ("здесь будь внимательнее"). И любезная, но деловитая приходящая парикмахерша - у нее есть и другие клиенты, так что все четко и по плану.

В этой серии всего 24 картины, и некоторые из них повторяют сюжетом его же серию гравюр для альбома на ту же тему. Но рукописные листы лучше, во много раз.

П.С. В этой серии Тоёкуни изобразил женщин из разных сословий, разного возраста и семейного положения - от важных дам до уличных проституток. Еще одна картина оттуда же "Служанки из гостиницы на Синагаве".



Интересно, только мне это кое-что напоминает?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments