Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Сумо (часть третья, парад чемпионов)



Третье отделение тоже началось с церемонии, точнее, демонстрации любопытной церемонии, которую, насколько я понимаю, обычно зрителям не показывают.

Как известно, самым высоким рангом в табели сумоистов является "ёкодзуна". Титул этот на другие языки переводят как "гранд-чемпион", а буквально по-японски он означает просто "опоясанный веревкой". Веревка - та самая "симэнава", которую можно видеть в синтоистских храмах, где она обозначает границу между миром людей и миром богов. Таким образом, ёкодзуна, представляя всех борцов, считается еще и носителем части божественной сущности.
Веревку он носит, конечно, не постоянно, а только во время торжественных выходов. И вот процесс повязывания веревки нам и показали. И если кто-то думает: "Ха! Что мы, поясов не видели?!", этот человек, скорее всего, не читал предыдущие посты: сумо - ритуал едва ли не в большей степени, чем спорт.
Начать с того, что поясок ёкодзуны может весить до 20 килограммов, и хитрые узлы сзади на том месте, где у обычных людей находится талия, никакой сумоист сам не завяжет, ему на помощь приходят другие бойцы. Это вам не корсет Скарлет О'Хары, с которым справлялась одна Мамушка.

Итак, процессия выноса ВЕРЕВКИ - белое в руках у первого это она и есть. Пенька, в центре вплетена медная проволока. Свисающие белые штучки - тоже атрибут синтоизма.




Примеривает? Нет, этому пока рано. Главный герой - тот, что в ярко-голубом маваси (только борцы высокого ранга носят цветные маваси, остальным полагаются простые темные).



Все помощники в сборе.
Мое внимание привлек мини-рикиси слева от центра. Он явно очень молод - видимо, пришел в сумо после пересмотра правил приема, который произошел несколько лет назад, когда требования к росту были смягчены - минимальный рост снижен со 172 см до 167 см. В этом наверняка меньше 170. Хммм.



Вес веревки индивидуален для каждого борца, ибо, естественно, зависит от его габаритов. 20 кило - практически максимум, у нынешних чемпионов он где-то около 13-15 кило.



Пыхтят...
И - раз, два!



Мелкого к серьезному делу не допустили, он все время стоял сбоку и перебирал какие-то нужные штучки...



Куда уж ему, к большим дядям-то!



Поднатужились!



Господи, что они там делают-то?!



Выполнив свою часть работы, рикиси тут же уходил с ринга. Вот их уже пятеро.



Трое.
Наводят последние штрихи... Ну же!



АААА! Господа гусары нервно курят в углу.

Форма узла соответствует одному из двух стилей, который раз и практически навсегда выбирает новоиспеченный ёкодзуна после известия о присвоении ранга. Стиль определяет не только форму узла, но и набор движений, который ёкодзуна исполняет во время торжественной церемонии выхода на ринг.



Красуется...
Так как стиль каждого известен, то даже не зная ёкодзуну в лицо, по узлу можно понять, что перед нами Какурю (два других нынешних ёкодзуны следуют другому стилю)



Парадный "фартучек" - дар спонсоров и группы поддержки. Плотная тяжелая ткань, вышивка... Весит около 10 килограммов, так что все украшения ёкодзуны вместе могут составить до 30 килограммов!



Перерыв! Наконец-то. Уже около четырех, а у нас практически не было возможности встать со своего места - номера идут почти подряд, и пропускать не хочется ни секунды. Ноги порядком затекли.



Дальше в программе выход всех рикиси старших рангов (макуути).



- Мамочка! Глянь, я чемпион!



- Ты что?! Нашел время приветы передавать!



- Расти, репка...



Все красавцы удалые! Все... стройны?!



В прошлом сумоисты вроде бы даже боролись в "фартучках" - если верить укиё-э, но так как это все же неудобно, кэсё-маваси сейчас используются только для торжественных выходов, а во время поединков их заменяют шнурочки вроде бахромы (есть на некоторых фотографиях).



О чем задумался?



Еще раз...



Церемонии занимают больше времени, чем сама борьба. Мы никуда не спешим...



Наконец сцена опустела - после сумоистов старших рангов выходят действующие гранд-чемпионы.
Сейчас их три, все монголы по рождению. Перед ними был один, тоже монгол, и только перед ним был ёкодзуна-японец. Японцам обидно, но ничего не поделаешь, - сумо теряет в популярности. Тяжелый, не слишком приятный, морально устаревший в век культа здорового питания спорт... Да и спорт ли вообще?



По традиции, ёкодзуна выходит в сопровождении двух борцов более низкого ранга - "отряхивающего росу" и "меченосца".



"Отряхивающий росу" (спиной к нам) из всех троих имеет самый низкий ранг сумо, его роль - привет из далеких времен, когда перед процессией важного лица бежали слуги и буквально стряхивали росу и капли дождя с травы и веток...



Торжественный выход ёкодзуны - это его прерогатива и в то же время обязанность.



Вот, здесь видно, что узел другой формы - с двумя большими петлями по бокам. Этот вариант, естественно, тяжелее.



Два узла сзади и обе руки разведены в стороны в этом движении - отличительные черты именно этого стиля.



Это ведь как раз Хакухо?



Потом вышел Какурю.



Его движения я не фотографировала, но в позе, показанной выше, вытянута правая рука, левая прижата к груди.
Стиль выбирают согласно традициям данной школы - если ёкодзуна-выходец из этой школы или родственных ей в прошлом избирал какой-то стиль, то ему и следуют.



Начались поединки борцов высоких рангов.







И впервые я отметила одну особенность, которую не очень видно в телевизионной трансляции (или это я не замечала?)
На границе ринга борец, находящийся в невыгодной позиции, перестает сопротивляться. Кажется странным сначала - бороться же нужно до последнего, но потом я, кажется, поняла - продиктовано это заботой о безопасности борцов: серьезное сопротивление в этот момент неминуемо приведет к падению с дохё и может стать причиной травмы не только рикиси, но зрителей, сидящих совсем рядом.



И еще одно, что мне страшно понравилось. Выжимая противника с дохё, сумоист в то же время его страхует - это видно - и замедляет, почти прекращая, атаку ровно в тот момент, когда противник перестает сопротивляться. По той же причине - дабы избежать лишних травм.







И помогает сопернику встать.



Выход "санъяку" - опять показательный, его проводят по три рикиси с каждой стороеы, выступающие в трех последних поединках последнего дня турнира





Как я ни надеялась, избушка так и не повернулась к лесу задом....



В дивизионе макуути ритуал выхода исполняют полностью: рот споласкивают водой, которую с одной стороны подает победитель прошлого поединка, а с другой - просто рикиси, ожидающий очереди, и разбрасывают по дохё соль в знак его очищения.



По-моему, это ёкодзуна Харумафудзи (185 см/133 кг, относительный легковес среди борцов высоких рангов)



Как раз соль в корзиночке



Перед боем










И, наконец, последняя церемония дня - "передача лука".



Начало ей было положено целую тысячу лет назад, когда император подарил победителю боя лук, а тот исполнил в благодарность танец.



Нынешнюю форму набор движений приобрел пару веков назад, и сейчас его исполняет не победитель турнира, а один из сумоистов третьего дивизиона, обязательно принадлежащий к той же школе, что и ёкодзуна, и при этом хорошо знающий правила. Как всегда, их множество - с какой стороны подниматься на дохё, что делать, если лук упадет... Вовсе не сэппуку (как некоторые могли бы подумать), просто поднять его, только не рукой. Ногой поддеть, подкинуть и поймать в воздухе, ведь коснуться рукой ринга будет плохой приметой...



Сказать, что нам понравилось - не сказать ничего. Но в следующий раз, который обязательно будет, хотелось бы, конечно, сидеть на главной трибуне и видеть лица. Ну, и завершить день в одном из ресторанчиков за тянко-набэ, на что в этот день у нас уже не было времени.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments