Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Киото, день второй - Огненная Нара (окончание)

Действо, позвавшее нас в Нару, было назначено на вечер, а пока...


image

Мы направились в сторону Тодай-дзи, куда хотела попасть Анна.





Южные ворота - еще один памятник архитектуры в ранге "национального достояния"



Главный молитвенный зал (зал Большого Будды) - первоначальная постройка 8-го века не раз горела и перестраивалась, так что нынешняя относится к 18-му веку. Если не ошибаюсь, самое большое деревянное строение в мире.



Еще цвели лотосы.
Я не очень люблю лотосы в горшках - открытые пространства им больше подходят, но сам факт цветения в таких условиях и увиденный однажды в цветочном магазине лотос в горшке подали мне нехорошую идею...



Во всей красе. И здание, и фонарь перед ним - национальные достояния. Не говоря уж о том, что сама Нара тоже находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Статую Будды внутри не фотографировала, а вот эти автоматы с игрушками заинтересовали.
Всяческая буддистская атрибутика. С помощью Сети идентифицировала 12 генералов-якшей, сопровождающих и охраняющих Будду Медицины - Якуси-Нёрай. Жалею, что не попробовала купить - интересно, какой бы выпал мне?



Честно говоря, больше, чем зал Большого Будды, я люблю те храмы, что находятся на территории Тодай-дзи, но выше на холме. Туда добирается гораздо меньше туристов, а виды и атмосфера не хуже.
"Февральский" храм - Нигацу-до (названный так в честь важной церемонии, которая проводится в нем во втором месяце по лунному календарю).
Фото выше, между прочим, великолепно отражает религиозные воззрения японцев: Нигацу-до - буддистский храм, относящийся к той эпохе, когда буддизм только-только проник сюда с материка. А маленький красный "шалашик" перед ним - синтоистское святилище, посвященное синтоистскому же "ками" - покровителю этих мест. Недалеко от Нигацу-до есть еще несколько похожих святилищ, одно из которых чтит водяное божество колодца, из которого берут воду для вышеупомянутой *буддистской* церемонии.

Тонконогое


Жалобно поблеивал, как будто зовя маму, которая бродила в отдалении



Люблю эту террасу Нигацу-до



массивные фонари над головой,



И вид на Нару оттуда. Удивительный контраст с кишащими туристами улицами внизу.
Большая крыша шатром в центре - зал Большого Будды.



А мы побрели в сторону Касуга-Тайся.



Дорога проходит мимо Вакакуса-яма - горы, на которой олени ночуют.



Она огорожена, но внутрь можно зайти (за небольшую плату).

Дорога в Касуга-Тайся проходит по лесистому склону, а в ложбине, которая является естественной границей между владениями буддистского Тодай-дзи и синтоистского Касуга-Тайся, прячется Мидзутани-тяя.



Тяя - статья в Вики на русском называется "чайхана", на английском tea house, и в разделе про Японию написано про чайную церемонию и гейш. А на японском... Посмотрите внимательно на фото в Вики (обязательно!) и вернитесь к моему фото. Да, это она, Мидзутани-тяя. Тяя - не только и не столько место развлечений с девушками, это в первую очередь место отдыха в дороге.



А когда устал, преодолевая очередной перевал на гористых японских дорогах, что может быть лучше, чем чашечка горячего чаю? Сакэ, конечно, тоже поможет расслабиться, но если в этот день вам еще предстоит долгий путь?



Наслаждаясь долгожданным зеленым чаем, Шурра задумчиво подняла глаза к небу... И решительно направилась к дядечке за кассой.



Он сначала удивился неожиданному вопросу, а потом понимающе улыбнулся. Дарю ценную информацию тем, кто когда-либо надеется добраться сюда осенью: клены здесь краснеют позже, в самом конце ноября-начале декабря. И тогда вокруг должно быть божественно красиво!

А сразу за оврагом...



Касуга-Тайся - храм синтоистский.



Одно из малых святилищ на территории.



Ко времени появления буддизма в Японии уже сложилась своя местная религия - синтоизм. Буддизм (активно внедрявшийся правящей элитой) местных богов не отрицал, а мирно сосуществовал с ними, заполняя ту нишу в человеческих помыслах, которую синтоизм - более "приземленная", бытовая религия - оставил свободной: смерть, искупление грехов, будущие жизни.



Сосуществование был полным и взаимовыгодным - синтоистские боги в моменты "душевного смятения" искали выхода из круга перерождений в буддистских храмах, строившихся прямо на территории или рядом с синтоистскими, но эти же боги сами становились покровителями буддистских храмов, расположенных на "подведомственной" территории.

Одним из таких храмов, точнее первым, самым ранним примером сосуществования, когда синтоистский "ками" был назван покровителем буддистского храма, и был Касуга-Тайся, основанный в 8 веке сановником из клана Фудзивара и посвященный божествам-покровителям клана. Касуга-Тайся относился к соседствующему крупнейшему и влиятельнейшему Кофуку-дзи.

image

Касуга-мия-мандала, 14-й век.
Синтоистские божества, которым посвящен храм Касуга, уподоблены боддхисатвам.

Если сравнить с современным планом, ясно видно, что храм с тех пор не изменился.

image

Касуга-сика-мандала, левая 13-14-й век, правая 15-й.
Те же изображения, а в центре белый олень - считается, что божественный олень перенес одно из божеств клана Фудзивара в земли Нары.



Буддистские сутры читались перед синтоистскими алтарями, а один из атрибутов буддизма - каменный фонарь, пришедший с материка вместе с новой религией, - использовался как подношение в синтоистских храмах с эпохи Хэйан (9-12 века).



Клан Фудзивара был могущественным и многочисленным, храм влиятельным, и дары соответствовали его статусу - около трех тысяч фонарей находится сейчас на территории. В том числе и второй по возрасту каменный фонарь в Японии, 12-го века.



Касуга-Тайся окружен реликтовым лесом - тысячу лет здесь не рубят деревья.



Особенно это поражает, если вспомнить, что храм находится в черте города, в получасе ходьбы от станции железной дороги.



Фонари приносили в дар по самым разным поводам - прося здоровья и избавления от неудач, удачи в ратных делах и мира...



Большая часть фонарей относится к 14-16 векам.



В прежние времена, жертвуя фонарь, вместе с ним храму подносили и запас масла для его зажигания. Фонари действительно зажигали по особым случаям - при молении о ниспослании дождей, например, более 500 лет назад (о чем сохранилась запись в храмовых летописях). С некоторых пор и до середины 19-го века ВСЕ фонари зажигали каждый вечер...



Сейчас же этим невероятным зрелищем можно полюбоваться лишь дважды в году - один вечер в феврале и два вечера в августе.



И эти-то огни и были главной причиной нашего приезда в Нару.



Сейчас для зажигания используется не масло, а свечи. Несколько служителей обходят территорию и по очереди вручную зажигают каждый из двух тысяч каменных фонарей.



Начинают засветло, около шести,



и к наступлению полной темноты как раз успевают зажечь все.





И если бы на этом церемония заканчивалась, можно было бы пожать плечами - ну, фонари. Да, каменные. Две тыщи зажечь вручную - вот зануды. И чё?



Внутренние галереи храма обычно закрыты для посетителей, хотя вроде бы в них пускают за отдельную плату.



В эти дни в августе туда тоже можно зайти.



И увидеть оставшиеся тысячу фонарей - бронзовых, которыми увешаны галереи.



На нескольких галереях между фонарями оставлен проход, по которому и идут посетители.



На кованых фонарях сюжеты, связанные с историей Касуга-Тайся - олени,



семейные гербы жертвователей и даты дарения - некоторым фонарям здесь 500 и более лет!



и сложная вязь пожеланий...

Пройдя вдоль галереи, оказываешься у входа в закрытый для посетителей двор храма, где находятся собственно святилища каждого из чтимых здесь богов.



Тут устроен временный алтарь для денежных пожертвований.



Мы пришли четко к указанному времени и оказались ближе к началу очереди. Когда подошли к алтарю, было еще не очень темно. Решили здесь немного задержаться.



От алтаря спуск во внутренний двор



Красота необыкновенная



Двор, освещенный факелами,



образован галереями с одной стороны и продолговатой постройкой для храмовых танцев с другой. Она открыта - это, фактически, сцена под навесом



где как раз начался концерт - местный хор пел народные песни, а потом местная же скрипачка исполнила несколько классических мелодий.



Не думаю, что когда-либо еще в жизни мне представится случай послушать классику на территории синтоистского храма при свете факелов и под стрекот цикад. Несмотря на то, что играла скрипачка так себе :), я совсем расчуствовалась.

А потом мы продолжили путь вдоль галерей...





С этой стороны фонари висят так часто, что между ними пройти нельзя, только сбоку.



Небольшой иероглиф в центре - сердце (душа)





Зрелище настолько завораживающее, что уйти невозможно.



Фотографировать в темноте сложно, штативом пользоваться нельзя, чтобы не мешать окружающим - хотелось смотреть долго-долго, чтобы запечатлеть в памяти каждую мелочь.



Каждый фонарь не похож на соседний и кажется произведением искусства.



Гроздья глицинии



Глициния - иероглиф в фамилии Фудзивара - присутствует и на семейном гербе клана, и на гербе храма





Среди сувениров продавались ручные фонарики



Мы тоже купили один, служительница-мико вставила в него свечку,



и снова отправились гулять по территории храма,



к этому времени полностью погрузившейся во тьму.



Почти полностью - на дорожках у отдельных святилищ стояли свечки



И, конечно, все еще горели свечки в сотнях каменных фонарей у дорог



Тысячи освещенных окошек... Некоторые из них темнели на глазах.



Как будто души, возвращавшиеся к родным местам на О-бон, снова покидали временные пристанища



Более красивые проводы трудно себе представить.



Планы были выполнены, ноги гудели, фонарик почти погас (мы один раз меняли в нем свечку), и мы повернули в сторону станции.

Однако день еще не закончился...

Дорога из Касуга-Тайся к станции проходит мимо храма Большого Будды. В это время он уже должен был быть закрыт, но к моему удивлению, навстречу толпе возвращавшихся из Касуга-Тайся тек еще более мощный поток, который уходил в сторону Тодай-дзи.
В чем дело?!

И вдруг я вспомнила!



В зале Большого Будды с момента его постройки есть окно, которое открывается всего два раза в год: первого января на несколько часов и в середине августа, в конце О-бона.

Многие ошибочно думают, что окно предназначено для того, чтобы верующие могли посмотреть на статую Будды издалека. Нет. Это Он смотрит на людей, встречающих Новый год и провожающих души предков в их мир.



Я не считаю себя глубоко верующим человеком, так - бытовое православие, не более. Но этот взгляд... Он действительно проникает в душу.



Вблизи впечатление не такое сильное



Потому что мы смотрим снизу



Вверх



- Смотри внимательно! Запомни! Ты вряд ли когда-нибудь снова это увидишь!
- Угу...

На ребенка увиденное не произвело должного впечатления, но, может, хоть что-то останется в памяти...



Пришлось позвонить в гостиницу и сообщить, что мы приедем не в 9.30, а в одиннадцатом часу. К счастью, регистрация у них была до 23 часов.
А про гостиницу и последний день в Киото - в другой раз!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments