?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Киото, день второй - Сиори-ан (иногда они сходятся)
quizas
shurra
В Киото мы остановились в самой обычной гостинице, единственным преимуществом которой перед остальными свободными в нужные нам дни было ее расположение - в самом центре города, на улице Муромати. Оказалось, однако, что было и еще одно, скрытое преимущество, которое обнаружилось гораздо позже.
После полудня в этот день мы собирались ехать в Нару - главную цель нашего путешествия, а в первой половине я надеялась посмотреть еще что-то в Киото. И в качестве этого "чего-то" заранее наметила несколько любопытных мест, решив, что буду действовать по ситуации (на карту при этом нанести искомые места не удосужилась).
Каково же было мое удивление утром за завтраком, когда я все-таки сверилась с картой и поняла, что место под номером один в моем списке находилось буквально в 15 минутах ходьбы от гостиницы!
Таким образом, нашу программу определила исключительно воля случая (и я рада, что мы ей доверились).

image

Открывалось заветное местечко в 10, поэтому мы смогли не спеша позавтракать, и, оставив сумки на ресепшене, выдвинулись с небольшим запасом.

Дошли даже быстрее, чем рассчитывали, и ворота рядом с табличкой



были еще закрыты.



Пришлось подождать, но, к счастью, мы попали в такое интересное место, что ждать было совсем не скучно.



Кому-то может показаться, что в домах с черепичными крышами и оштукатуренными стенами с коричневой отделкой нет ничего необычного. Нет! Для жителя Токио, где после земле- и прочих потрясений исторической застройки почти не осталось, такие дома - как глоток свежего воздуха.



Этим постройкам около и чуть более ста лет, но все находятся в прекрасном состоянии. В некоторых сейчас располагаются рестораны, в других - сувенирные магазины. И я заметила, что сувениры в основном связаны с тканями.





Неудивительно: район улиц Синмати и Муромати, в котором мы оказались, стоило бы назвать "сундуком" (или теплой пазухой, где прячется кошель с деньгами?) Киото. Знаменитый центр ткачества - район Нисидзин - находится северо-западнее; там, конечно, тоже есть розничная продажа, но традиционно система торговли в Японии была очень сложна, товар проходил через руки оптовиков нескольких уровней, и вот оптовая торговля "нижнего уровня" (которая перед розницей) тканями - не только Нисидзина, но и окрашенными тканями, и белой основой, и готовой одеждой, была сконцентрирована именно здесь, в Муромати. Здесь сходились пути сырья и расходились по всей Японии дороги готового продукта - тканей, кимоно и сопутствующих товаров.
Система эта существует до сих пор, как и фирмы-оптовики с долгой историей, торгующие в старинных собственных зданиях в районе Муромати.
И место, куда мы направлялись, имело непосредственное отношение к истории района.

image

Сиори-ан.

Табличка у ворот гласила "Музей дзюбан (нижнее кимоно) и традиционного жилища".

В кимоно я не слишком хорошо разбираюсь, и с самого начала меня интересовала скорее вторая часть названия - традиционное жилище.

Стоит уточнить название музея - традиционного жилища *богатого домовладельца*, ибо дом построен в стиле "дайбэй-дзукури" - усадьба, не выходящая на улицу фасадом, а отделеная от нее стеной. В таких в Киото жили удалившиеся от дел зажиточные торговцы и врачи.



Именно врачи.
В конце 17-го века один известный врач построил на старинной торговой улице Синмати дом, в котором открыл практику. Ее продолжили потомки и ученики, так что клиника просуществовала почти двести лет, до начала 20-го века, когда участок с домом выкупил удачливый торговец тканями по фамилии Иноуэ. Иметь магазин в Муромати было делом чести для тех, кто работал с тканями. Дела "Торговой компании Иноуэ", судя по всему, шли неплохо, потому что магазин и дом в этом районе у него уже были, а новое поместье он собирался использовать, как сейчас сказали бы, "в представительских целях" - для заключения сделок. Поэтому и перестройку дома доверил одному из самых авторитетных в Кансае архитекторов, - обучавшемуся в Европе Такеда Гоити. Такеда был последователем стиля модерн, и его обычно приводят в пример, когда говорят о модерне в Японии.



Так что за сплошной стеной с традиционными воротами гостей встречало абсолютно европейское здание, ко входу которого вела, однако, вполне японская дорожка. И вот это замечательное сочетание европейского и японского, которое продолжается и дальше - отличительная черта Сиори-ан.
При строительстве Такеда не только использовал части старого дома 16-го века, он еще и сотрудничал с одним из самых знаменитых мастеров-плотников традиционного японского стиля того времени, который проектировал японские комнаты, в том числе чайную комнату.



Сейчас в Киото жарко и душно, поэтому Сиори-ан мы увидели в "летнем наряде" - двери решетчатые, легкие циновки лишь слегка прикрывают обзор, но не мешают току воздуха. Ближе к зиме двери заменят на более солидные - японский дом придуман так, чтобы можно было гибко подстраиваться под окружающую среду.



Из обычной японской прихожей мы входим в дом,



и оказываемся в "Тиковом салоне"



Или, точнее, проваливаемся, в прошлое, лет этак на 100.

Тиковые панели на стенах, наборный паркет, потолок как в Императорском отеле, "супер-современный" электрический камин. (Фотографировать разрешили только общие планы)

Эпоха Тайсё, в моде уже не модерн, а стиль Фрэнка Ллойда Райта, автора проекта Императорского отеля в Токио. И в оформлении салона первого этажа Такеда подражает именно ему.

Еще три метра по коридору вдоль стеклянных раздвижных дверей в сад -



и мы уже в японском безвременье - чайной комнате "Сиори-ан"



Сиори-ан и дала название всему поместью.
Стиль "сукия" - более свободный и "простой", чем строгий и "богатый" "сёин".



Опора необычной формы из японской криптомерии



Деревянная вставка-ранма с редким естественным узором, сложный наборный потолок, изысканной формы полочки - все говорит о вкусе и умениях мастера-плотника



Я тихонечко пристроилась в уголке и сполна насладилось красотой - мы были первыми и единственными посетителями. (В разгар летних праздников их бывает больше - не представляю, что можно увидеть в толпе в таком месте.)

Если раздвинуть сёдзи, можно было бы полюбоваться садом.



Но в этот день с утра накрапывал дождь, поэтому сёдзи были закрыты, и на сад мы смотрели сквозь стекло - волнистое стекло начала 20-го века, полностью сохранившееся (большая редкость!).





А мы вернулись в японскую часть дома, в главную комнату.
В наличии все атрибуты строгого кабинетного стиля "сёин" - парадный размер в 20 с лишним метров, встроенный "стол"- цукэсёин, ниша-токонома и еще одна рядом со встроенными шкафами. Резьба на деревянной панели вверху, отделяющей это помещение от соседнего, где был семейный алтарь, повторяет контуры Восточных гор Хигасиямы - тоже уникальная работа, выполненная довольно известным довоенным художником по имени Такэути Сэйхо из цельного куска павлонии.
Раньше в этой комнате принимали гостей, а сейчас находятся семейные реликвии.



Во время летнего фестиваля Гион Мацури в лучших старинных домах Киото принято было выставлять на всеобщее обозрение драгоценные ширмы. Фестиваль ширм "Бёбу-сай" проводится до сих пор, и некоторые частные дома только на этот период открывают вход для людей со стороны. В Сиори-ан же ширмами можно любоваться круглый год.



И не только ширмами.
Косоде 18-го века "Осенний пейзаж". (С выставками такого рода в Японии можно быть твердо уверенным - вам никогда не покажут предмет не по сезону! В конце лето вы увидите осенний пейзаж и никогда - весенний.)



Близко снимать нельзя, но, думаю, кое-что можно рассмотреть.
Птицы и алые листья вверху



Внизу - осенние травы у воды. Лен, вышивка, изысканный сдержанный рисунок, вроде бы отличающийся от общепринятой моды того времени.



Ширма 17-го века "Ракутю-ракугай" - пейзаж Киото и окрестностей. Можно рассмотреть не только город, но и людей, занятых своими повседневными делами.



Такие ширмы выставляют в музеях, за толстыми стеклами, а здесь они - в 15 сантиметрах от глаз.



Была там еще одна ширма - полностью ее фотографировать я постеснялась. Сосна и очень выразительный бамбук необыкновенного синевато-зеленого цвета. Простой и в то же время невероятно динамичный рисунок.







Планировка дома показалась немного необычной: складское помещение "курА" здесь является частью дома, войти в них (потому что КУР в Сиори-ан две) можно прямо из внутреннего коридора. Отдельно стоящая "кура" более привычна, встроенная же в дом, видимо, мера вынужденная в городских условиях. (Кура - не простой амбар, там обычно хранились семейные ценности и одежда, в том числе кимоно).



Мощные стены и перекрытия, плотно закрывающиеся ставни и двери с засовами и хитрыми замками, специальное жароустойчивое покрытие-штукатурка - все вместе до некоторой степени способно предохранить постройку при пожаре.



Сейчас здесь располагается выставка тканей семьи Кавасаки - нынешних владельцев Сиори-ан, постоянно живших в поместье с 20-х годов прошлого века до недавних пор.
Кавасаки занимались не продажей, а росписью и окраской тканей, а нынешний глава семьи и владелец дома восстанавливает технологии производства (росписи) нижних кимоно-дзюбан в стиле юдзен по старинным лекалам, хранящимся в семье, и продает эти ткани под брендом "Тайсё-юдзэн" (Юдзэн эпохи Тайсё). Отсюда и профиль музея.



Вблизи снимать нельзя (но фото можно увеличить :))),



А я не удержалась и утащила с их сайта картинки
(http://shiorian.com/jyuban/index.html)



Потому что... Это чудо!

Начнем с более-менее традиционных узоров - ручьи, водовороты, лепестки роз, хризантемы... Этим мотивам несколько сотен лет

image

Юдэн - так называемая "резервированная" роспись, когда часть рисунка покрывали клеем, что позволяло создавать сложные многоцветные композиции. Юдзэн полностью ручной работы, да еще использующий натуральные красители, невероятно кропотлив и дорог.

image

Шарики-тэмари...

image

Цыплята, курочки, листики конопли и тут же красавицы и актеры.

Но в конце 19-го века в Киото была разработана технология росписи юдзэн по лекалам с применением искусственных красителей, что сделало ее более доступной и позволило применить для изготовления не только верхнего кимоно, но и нижнего - дзюбан.
Дзюбан иногда сравнивают с рубашкой - вроде и не на первых ролях, но многое говорит о владельце. Так и дзюбан - выглядывает из рукава, иногда из-под полы, и внимательный взгляд легко определит щеголиху, умело подбирающую цвета и следящую за модой в узорах, или тусклый синий чулок, обходящийся тем, что подходит "подо всё".

image

Паутина, розы в ней - что это, как не зачатки всяких гос-рори?! А китайские летучие мыши?!

Эпоха Тайсё была периодом расцвета "дзюбана" - развитие промышленности вело к росту благосостояния, и в то же время кимоно все еще оставалось основой гардероба.

Все изменится через каких-то двадцать лет, а пока...
"Черные корабли", французские куколки, "вечер в опере"

image

"Университетский бейсбол", "Люблю Нью-Йорк", "джазовые импровизации", "кошки в стиле модерн"!

image

"Ангелочки", "Спичечные коробки", картишки...

image

В какой-то момент я просто отказалась верить своим глазам и начала подозревать, что это таки стильная имитация. Но нет, вряд ли японцы способны на откровенный обман... Да и девочка-служащая музея уверенно сказала, что это именно старинные рисунки. А значит, их действительно носили. Просто невероятно!

Технология окрашивания юдзэн



Этапы росписи на примере традиционного узора








Они продают и готовые кимоно





Хозяин еще занимается изготовлением велюра, из которого делают "пальто" для кимоно. Цена одного "пальто" сравнима с ценами западных вещей "высокой моды". Естественно, все ворсинки в узоре наперечет и выбриты лично мастером.











В японских комнатах на втором этаже проходила выставка-продажа летних юката, тоже расписанных по старинным лекалам.







И последнее помещение на втором этаже



Салон, отделанный деревянными панелями с резьбой в технике "Камакура"



Опять камин, витражи, наборный паркет, рояль



Вентиляционное отверстие



Здесь еще в 20-х -30-х шумно принимали гостей, и единственное, что напоминало о месте действия - наряд хозяйки.



Фурисодэ, ручная роспись юдзэн с тонкими переходами цветов, традиционный узор "колесница с цветами" - роскошная вещь!



А мы попрощались с Син-мати - пора было спешить в Нару!





Современная гостиница и соседний дом начала 20-го века (?) - угол наклона крыши, высота первого этажа, отделка фасада гостиницы (загородка-инуяраи) - снимаю шляпу, надо же было так подстроиться под старинного соседа!













Продолжение следует...



  • 1
Да, мы такие :) стремимся к прекрасному всей душой :)
Я к узорам кимоно как таковым абсолютно равнодушна, они меня обычно интересуют только с точки зрения истории, но вот эти рисунки в стиле 20-х годов прошлого века и сами по себе, и в качестве части японского костюма мне безумно нравятся. Смотрю на них и тащусь :))
Старые дома я тоже люблю. Родство душ и прочее, да.
А мои фотки никакой художественной ценности, увы, не представляют, так что приходится комментировать :)

  • 1