Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Categories:

Киото, день второй - Сиори-ан (иногда они сходятся)

В Киото мы остановились в самой обычной гостинице, единственным преимуществом которой перед остальными свободными в нужные нам дни было ее расположение - в самом центре города, на улице Муромати. Оказалось, однако, что было и еще одно, скрытое преимущество, которое обнаружилось гораздо позже.
После полудня в этот день мы собирались ехать в Нару - главную цель нашего путешествия, а в первой половине я надеялась посмотреть еще что-то в Киото. И в качестве этого "чего-то" заранее наметила несколько любопытных мест, решив, что буду действовать по ситуации (на карту при этом нанести искомые места не удосужилась).
Каково же было мое удивление утром за завтраком, когда я все-таки сверилась с картой и поняла, что место под номером один в моем списке находилось буквально в 15 минутах ходьбы от гостиницы!
Таким образом, нашу программу определила исключительно воля случая (и я рада, что мы ей доверились).

image

Открывалось заветное местечко в 10, поэтому мы смогли не спеша позавтракать, и, оставив сумки на ресепшене, выдвинулись с небольшим запасом.

Дошли даже быстрее, чем рассчитывали, и ворота рядом с табличкой



были еще закрыты.



Пришлось подождать, но, к счастью, мы попали в такое интересное место, что ждать было совсем не скучно.



Кому-то может показаться, что в домах с черепичными крышами и оштукатуренными стенами с коричневой отделкой нет ничего необычного. Нет! Для жителя Токио, где после земле- и прочих потрясений исторической застройки почти не осталось, такие дома - как глоток свежего воздуха.



Этим постройкам около и чуть более ста лет, но все находятся в прекрасном состоянии. В некоторых сейчас располагаются рестораны, в других - сувенирные магазины. И я заметила, что сувениры в основном связаны с тканями.





Неудивительно: район улиц Синмати и Муромати, в котором мы оказались, стоило бы назвать "сундуком" (или теплой пазухой, где прячется кошель с деньгами?) Киото. Знаменитый центр ткачества - район Нисидзин - находится северо-западнее; там, конечно, тоже есть розничная продажа, но традиционно система торговли в Японии была очень сложна, товар проходил через руки оптовиков нескольких уровней, и вот оптовая торговля "нижнего уровня" (которая перед розницей) тканями - не только Нисидзина, но и окрашенными тканями, и белой основой, и готовой одеждой, была сконцентрирована именно здесь, в Муромати. Здесь сходились пути сырья и расходились по всей Японии дороги готового продукта - тканей, кимоно и сопутствующих товаров.
Система эта существует до сих пор, как и фирмы-оптовики с долгой историей, торгующие в старинных собственных зданиях в районе Муромати.
И место, куда мы направлялись, имело непосредственное отношение к истории района.

image

Сиори-ан.

Табличка у ворот гласила "Музей дзюбан (нижнее кимоно) и традиционного жилища".

В кимоно я не слишком хорошо разбираюсь, и с самого начала меня интересовала скорее вторая часть названия - традиционное жилище.

Стоит уточнить название музея - традиционного жилища *богатого домовладельца*, ибо дом построен в стиле "дайбэй-дзукури" - усадьба, не выходящая на улицу фасадом, а отделеная от нее стеной. В таких в Киото жили удалившиеся от дел зажиточные торговцы и врачи.



Именно врачи.
В конце 17-го века один известный врач построил на старинной торговой улице Синмати дом, в котором открыл практику. Ее продолжили потомки и ученики, так что клиника просуществовала почти двести лет, до начала 20-го века, когда участок с домом выкупил удачливый торговец тканями по фамилии Иноуэ. Иметь магазин в Муромати было делом чести для тех, кто работал с тканями. Дела "Торговой компании Иноуэ", судя по всему, шли неплохо, потому что магазин и дом в этом районе у него уже были, а новое поместье он собирался использовать, как сейчас сказали бы, "в представительских целях" - для заключения сделок. Поэтому и перестройку дома доверил одному из самых авторитетных в Кансае архитекторов, - обучавшемуся в Европе Такеда Гоити. Такеда был последователем стиля модерн, и его обычно приводят в пример, когда говорят о модерне в Японии.



Так что за сплошной стеной с традиционными воротами гостей встречало абсолютно европейское здание, ко входу которого вела, однако, вполне японская дорожка. И вот это замечательное сочетание европейского и японского, которое продолжается и дальше - отличительная черта Сиори-ан.
При строительстве Такеда не только использовал части старого дома 16-го века, он еще и сотрудничал с одним из самых знаменитых мастеров-плотников традиционного японского стиля того времени, который проектировал японские комнаты, в том числе чайную комнату.



Сейчас в Киото жарко и душно, поэтому Сиори-ан мы увидели в "летнем наряде" - двери решетчатые, легкие циновки лишь слегка прикрывают обзор, но не мешают току воздуха. Ближе к зиме двери заменят на более солидные - японский дом придуман так, чтобы можно было гибко подстраиваться под окружающую среду.



Из обычной японской прихожей мы входим в дом,



и оказываемся в "Тиковом салоне"



Или, точнее, проваливаемся, в прошлое, лет этак на 100.

Тиковые панели на стенах, наборный паркет, потолок как в Императорском отеле, "супер-современный" электрический камин. (Фотографировать разрешили только общие планы)

Эпоха Тайсё, в моде уже не модерн, а стиль Фрэнка Ллойда Райта, автора проекта Императорского отеля в Токио. И в оформлении салона первого этажа Такеда подражает именно ему.

Еще три метра по коридору вдоль стеклянных раздвижных дверей в сад -



и мы уже в японском безвременье - чайной комнате "Сиори-ан"



Сиори-ан и дала название всему поместью.
Стиль "сукия" - более свободный и "простой", чем строгий и "богатый" "сёин".



Опора необычной формы из японской криптомерии



Деревянная вставка-ранма с редким естественным узором, сложный наборный потолок, изысканной формы полочки - все говорит о вкусе и умениях мастера-плотника



Я тихонечко пристроилась в уголке и сполна насладилось красотой - мы были первыми и единственными посетителями. (В разгар летних праздников их бывает больше - не представляю, что можно увидеть в толпе в таком месте.)

Если раздвинуть сёдзи, можно было бы полюбоваться садом.



Но в этот день с утра накрапывал дождь, поэтому сёдзи были закрыты, и на сад мы смотрели сквозь стекло - волнистое стекло начала 20-го века, полностью сохранившееся (большая редкость!).





А мы вернулись в японскую часть дома, в главную комнату.
В наличии все атрибуты строгого кабинетного стиля "сёин" - парадный размер в 20 с лишним метров, встроенный "стол"- цукэсёин, ниша-токонома и еще одна рядом со встроенными шкафами. Резьба на деревянной панели вверху, отделяющей это помещение от соседнего, где был семейный алтарь, повторяет контуры Восточных гор Хигасиямы - тоже уникальная работа, выполненная довольно известным довоенным художником по имени Такэути Сэйхо из цельного куска павлонии.
Раньше в этой комнате принимали гостей, а сейчас находятся семейные реликвии.



Во время летнего фестиваля Гион Мацури в лучших старинных домах Киото принято было выставлять на всеобщее обозрение драгоценные ширмы. Фестиваль ширм "Бёбу-сай" проводится до сих пор, и некоторые частные дома только на этот период открывают вход для людей со стороны. В Сиори-ан же ширмами можно любоваться круглый год.



И не только ширмами.
Косоде 18-го века "Осенний пейзаж". (С выставками такого рода в Японии можно быть твердо уверенным - вам никогда не покажут предмет не по сезону! В конце лето вы увидите осенний пейзаж и никогда - весенний.)



Близко снимать нельзя, но, думаю, кое-что можно рассмотреть.
Птицы и алые листья вверху



Внизу - осенние травы у воды. Лен, вышивка, изысканный сдержанный рисунок, вроде бы отличающийся от общепринятой моды того времени.



Ширма 17-го века "Ракутю-ракугай" - пейзаж Киото и окрестностей. Можно рассмотреть не только город, но и людей, занятых своими повседневными делами.



Такие ширмы выставляют в музеях, за толстыми стеклами, а здесь они - в 15 сантиметрах от глаз.



Была там еще одна ширма - полностью ее фотографировать я постеснялась. Сосна и очень выразительный бамбук необыкновенного синевато-зеленого цвета. Простой и в то же время невероятно динамичный рисунок.







Планировка дома показалась немного необычной: складское помещение "курА" здесь является частью дома, войти в них (потому что КУР в Сиори-ан две) можно прямо из внутреннего коридора. Отдельно стоящая "кура" более привычна, встроенная же в дом, видимо, мера вынужденная в городских условиях. (Кура - не простой амбар, там обычно хранились семейные ценности и одежда, в том числе кимоно).



Мощные стены и перекрытия, плотно закрывающиеся ставни и двери с засовами и хитрыми замками, специальное жароустойчивое покрытие-штукатурка - все вместе до некоторой степени способно предохранить постройку при пожаре.



Сейчас здесь располагается выставка тканей семьи Кавасаки - нынешних владельцев Сиори-ан, постоянно живших в поместье с 20-х годов прошлого века до недавних пор.
Кавасаки занимались не продажей, а росписью и окраской тканей, а нынешний глава семьи и владелец дома восстанавливает технологии производства (росписи) нижних кимоно-дзюбан в стиле юдзен по старинным лекалам, хранящимся в семье, и продает эти ткани под брендом "Тайсё-юдзэн" (Юдзэн эпохи Тайсё). Отсюда и профиль музея.



Вблизи снимать нельзя (но фото можно увеличить :))),



А я не удержалась и утащила с их сайта картинки
(http://shiorian.com/jyuban/index.html)



Потому что... Это чудо!

Начнем с более-менее традиционных узоров - ручьи, водовороты, лепестки роз, хризантемы... Этим мотивам несколько сотен лет

image

Юдэн - так называемая "резервированная" роспись, когда часть рисунка покрывали клеем, что позволяло создавать сложные многоцветные композиции. Юдзэн полностью ручной работы, да еще использующий натуральные красители, невероятно кропотлив и дорог.

image

Шарики-тэмари...

image

Цыплята, курочки, листики конопли и тут же красавицы и актеры.

Но в конце 19-го века в Киото была разработана технология росписи юдзэн по лекалам с применением искусственных красителей, что сделало ее более доступной и позволило применить для изготовления не только верхнего кимоно, но и нижнего - дзюбан.
Дзюбан иногда сравнивают с рубашкой - вроде и не на первых ролях, но многое говорит о владельце. Так и дзюбан - выглядывает из рукава, иногда из-под полы, и внимательный взгляд легко определит щеголиху, умело подбирающую цвета и следящую за модой в узорах, или тусклый синий чулок, обходящийся тем, что подходит "подо всё".

image

Паутина, розы в ней - что это, как не зачатки всяких гос-рори?! А китайские летучие мыши?!

Эпоха Тайсё была периодом расцвета "дзюбана" - развитие промышленности вело к росту благосостояния, и в то же время кимоно все еще оставалось основой гардероба.

Все изменится через каких-то двадцать лет, а пока...
"Черные корабли", французские куколки, "вечер в опере"

image

"Университетский бейсбол", "Люблю Нью-Йорк", "джазовые импровизации", "кошки в стиле модерн"!

image

"Ангелочки", "Спичечные коробки", картишки...

image

В какой-то момент я просто отказалась верить своим глазам и начала подозревать, что это таки стильная имитация. Но нет, вряд ли японцы способны на откровенный обман... Да и девочка-служащая музея уверенно сказала, что это именно старинные рисунки. А значит, их действительно носили. Просто невероятно!

Технология окрашивания юдзэн



Этапы росписи на примере традиционного узора








Они продают и готовые кимоно





Хозяин еще занимается изготовлением велюра, из которого делают "пальто" для кимоно. Цена одного "пальто" сравнима с ценами западных вещей "высокой моды". Естественно, все ворсинки в узоре наперечет и выбриты лично мастером.











В японских комнатах на втором этаже проходила выставка-продажа летних юката, тоже расписанных по старинным лекалам.







И последнее помещение на втором этаже



Салон, отделанный деревянными панелями с резьбой в технике "Камакура"



Опять камин, витражи, наборный паркет, рояль



Вентиляционное отверстие



Здесь еще в 20-х -30-х шумно принимали гостей, и единственное, что напоминало о месте действия - наряд хозяйки.



Фурисодэ, ручная роспись юдзэн с тонкими переходами цветов, традиционный узор "колесница с цветами" - роскошная вещь!



А мы попрощались с Син-мати - пора было спешить в Нару!





Современная гостиница и соседний дом начала 20-го века (?) - угол наклона крыши, высота первого этажа, отделка фасада гостиницы (загородка-инуяраи) - снимаю шляпу, надо же было так подстроиться под старинного соседа!













Продолжение следует...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments