?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Киото, день первый - с видом на Хигасияму
quizas
shurra
Поездка в Киото была внезапной.
То есть на огонь в Наре я надеялась когда-нибудь посмотреть, - а где Нара, там и Киото - но даже не предполагала, что мечта сбудется уже в этом году. Однако звезды сошлись, кое-какие планы сами собой нарисовались  - даже Анну удалось привлечь к планированию! - номера в нужных гостиницах оказались свободны, несмотря на сезон, и даже билеты на синкансен с местами получилось купить.
И вот 13-го, около 8-ми утра,  мы бодро вышли из дома, навьюченные сумкой вещей для двух дам на три дня и рюкзаком, и сопровождаемые счастливой таксой. Через 40 минут пешком под палящим солнцем мы, уже далеко не бодрые, добрались до ветеринара, сдали  оскорбленного нашим предательством  такса на руки медсестре и побежали прочь, боясь опоздать на синкансен.
А в начале второго уже были в Киото. Добрались до гостиницы, оставили вещи и...

image

***
Жил-был  художник один... Дом он имел, и холсты - точнее, свитки, потому что художник был японский, - пользовались определенным успехом.
Удивительно, но художники разных национальностей, по-видимому, в чем-то мыслят одинаково. Потому что когда в достаточно зрелом возрасте Хасимото Кансэцу решил отблагодарить Киото - город, в котором к нему пришла известность, японский художник тоже выбрал цветы. Только не розы, а


- естественно! - сакуру.
И подарил городу несколько сотен деревьев. Они были высажены вдоль водоотводного канала, проходившего недалеко от его усадьбы.



Так почти сто лет назад в Киото появилось одно из самых красивых мест любования сакурой, известное сейчас как Философская тропа.
Художник давно умер, подаренные им саженцы тоже почти все состарились и были заменены более молодыми деревьями, а сакуру вдоль тропы до сих пор называют "Кансэцу-сакура"



Впрочем, есть версия, что замечательная идея принадлежала не самому художнику, а его жене. Может быть и так, но сакуру тем не менее связывают с именем художника.

И хотя лето - совсем не сезон сакуры, сразу после приезда мы отправились именно туда, просто потому что я очень люблю эту часть Киото.

О самой Философской тропе и истории названия в Сети довольно много информации, не буду повторяться. Проходит она по тихому району малоэтажной частной застройки на северо-восточной окраине города, на карте разбавленной кое-где совсем зелеными пятнами храмовых территорий и крупных частных владений.
Основной наплыв туристов приходится на весну и осень (сакура и алые осенние листья), а летом почти никого и нет. Правда, в начале лета вечерами здесь можно наблюдать светлячков, но это развлечение скорее для местных жителей.

Туристы любят Философскую тропу не только за красоту, но и за удобство - она очень удачно соединяет несколько достопримечательностей, которые практически обязательны для посещения в Киото: Серебряный Павильон Гинкакудзи, большой комплекс буддистских храмов Нандзендзи, знаменитый своими осенними видами Эйкандо и несколько более мелких, но не менее живописных храмов.

Мы решили двигаться с севера на юг, начав с Гинкакудзи.



С Гинкакудзи у меня связаны самые чудесные воспоминания об одном из первых посещений Киото. Никакие толпы туристов во время последующих визитов не перечеркнут в памяти идеально выверенные в своей естественности виды абсолютно пустого сада и скромный павильон, окутанный серебристым утренним туманом.



Про Гинкакудзи можно почитать Вики на английском (на русском слишком много ошибок для такого короткого описания).
Дворцовый комплекс с садами и многочисленными строениями был заложен в конце 15 века. До нашего времени дошла лишь небольшая часть сада - если верить археологическим изысканиям, первоначально сад и пруды были гораздо больше. Да и зданий осталось немного, и не все находятся на том месте, где были сначала построены.
Основное и самое знаменитое - тот самый Серебряный павильон - серебряным никогда не был, и, скорее всего, не предполагался таковым. Это название появилось гораздо позже, в 17 веке, и официальным не является - настоящее название павильона "Храм Каннон".
Верхний ярус павильона и внутри, и снаружи с самого начала был покрыт черным лаком. Внутреннюю отделку восстановили во время последней реставрации несколько лет назад, а внешнюю оставили привычной - простое коричневое дерево - по просьбе правления храма.
Сейчас единственное помещение верхнего яруса - зал "Звуков Прибоя" ("Бесконечной Милости") со статуей боддхисатвы Каннон - выглядит так:

image

(Фото из Сети - постройка слишком хрупкая, и вход внутрь туристам закрыт)

Нижний ярус - зал "Пустого (Достигшего Просветления) Сердца", - по отделке близкий скорее к жилищу, а не к храму, сейчас разделен на несколько помещений, однако это не оригинальная планировка.



В отличие от прочих сооружений на территории храма, Серебряный Павильон вроде бы находится на своем первоначальном месте, а навес крыши над первым ярусом и открытая веранда говорят о том, что именно отсюда следовало любоваться садом.

Феникс на крыше охраняет покой Каннон.



Когда мы вошли в храмовый сад, как раз припустил дождь. Но это нас не очень расстроило - во-первых, он довольно быстро закончился. А кроме того, с некоторых пор мне кажется, что японским садам к лицу именно дождливая погода - зелень деревьев и мха  выглядит особенно насыщенной, влажно блестят камни на дорожках, веселее бегут  обязательные ручейки, громче заявляют о себе водопады.

Одно плохо - при такой погоде надо сильно постараться, чтобы в кадр не лезли чужие зонтики. Поэтому и картинки получаются странноватые.
Вот, например, эффектная куча гора серебристого песка, даже под дождем сохраняющая идеальную форму, вообще-то лучше всего смотрится на фоне коричневых стен павильона, но увы, извернуться в ту сторону у меня не получилось - лило за шиворот с чужого зонта.



Песочная гора, хотя и напоминает формой Фудзи, не имеет к ней никакого отношения. Собственно, непонятно, к чему она вообще имеет отношение - гора, как и большое песчаное "море" у ее подножия, приобрели свой нынешний вид через пару сотен лет после закладки сада, и их предназначение не известно. Есть предположение, что море песка и гора за ним имитируют знаменитый китайский пейзаж, но существует и другая версия - что с вершины горы следует любоваться луной, встающей над одним из холмов. Или что ночью песок отражает лунный свет, наполняя пространство серебристым свечением... Обычно весьма подробные храмовые записи на этот раз хранят полное молчание, так что вполне возможно, что права некая Анна С., утверждающая, что гора нужна, чтобы подняться ближе к небу.



Все объекты в саду аккуратно учтены и подписаны - Зеркальный пруд, валун Созвездия Большого Ковша, мостик Между Мирами...

Неучтенная черепаха скромно прячется под кустом мисканта, напоминающего - тем, кто понимает, - что осень уже ждет на пороге.

- Эй, чай готов!



Восточный дворец, в который монах созывал на чай своих товарищей, - строение более старое и внешне еще менее притязательное, чем даже Серебряный павильон, но на самом деле оно должно быть Меккой архитекторов и дизайнеров всего мира.
Ибо в нем находится самая ранняя из дошедших до нас комнат, собраших характерные черты того, что обычно считают "японским стилем": татами на полу, полки разной высоты в углублении в стене и подоконник-стол - прообраз ниши-токонома, окно с седзи и раздвижные двери. В конце 15-го века все это уже существовало по отдельности, но рабочий кабинет сёгуна Асикага Ёсимаса признан самым ранним образцом того, что сейчас называют "кабинетным стилем".

image

И отдельно - размер кабинета в 4.5 татами стал стандартом для чайных комнат. (Сёгун за работой тоже чаи гонял - в комнате обнаружились следы очага)

А мы прошли по саду, попрощались с фениксом


и отправились дальше, по Философской тропе.



В которой замечательно еще и то, что в домиках, выходящих на канал, много разных кафе, галерей и магазинчиков, причем продают они не стандартные туристические сувениры, а любопытные авторские работы.



Вот этот подвальчик, например, торгует... воздухом.
Но делает это так красиво, что я его чуть было не купила!

image
(Фото с сайта)

Мобили из шелковых нитей, внутри некоторых фигурки-оригами.

И если процесс изготовления простого шара я еще представляю, то как они умудряются запихнуть туда бумажную фигурку и не помять ее при этом - с трудом. От покупки остановила только мысль, что такса сойдет с ума, пытаясь "разъяснить" мобиль. А в том, что попытается, я не сомневалась.

В общем, "все, что вы хотели знать о совах" или "антикварные фотографии Киото, воспроизведенные на одежде", скорее всего, найдутся где-то здесь. Или не они, а замечательное окно в виде камелии (?), от которого я застыла в немом восхищении.



В прошлый приезд в Киото я была здесь с папой, и он не дал мне зайти ни в один магазинчик, не позволил испить ни одной пиалы зеленого чая! Поэтому в этот раз, гуляя с Анной, мы оторвались и попробовали ВСЁ!









Некоторые небольшие храмы уже закрыли вход на территорию.













Без спешки дошли до очередного мостика через канал - Сакура-баси, мост Сакуры, и заметили интересное строение...



Вроде бы частный дом, но сбоку ставшая редкостью в последнее время телефонная будка. И какая-то табличка рядом.



- Телефон для сердечных разговоров.
Ого.
- Если вы объяснитесь в любви здесь, на мосту Сакуры, Старичок и Старушка на крыше постараются, чтобы ваши отношения продлились так же долго, как и их брак.
Какие еще Старичок и Старушка?!



Да вот же они, прямо над головой!



Фигурки - старинное черепичное украшение - были найдены при реставрации дома, и возвращены на законное место, а легенда и телефон - новодел. Но рррромантично же!

Кто о чем, а мы в этот момент почувствовали, что устали и проголодались. А рядом гостеприимно распахнутые ворота.
Зайдем?



Проходи, усталый путник!



Дорожка сама ведет тебя к дому...



И столик уже готов.



А пока ты любуешься садом



Появляется скромное угощение

image

Зеленый чай, сладости... В таком месте больше ничего и не надо.

Впрочем, и настоящим обжорам и сладкоежкам есть, чем себя порадовать.



А мы переводим дух и, чуть погуляв по саду, снова выдвигаемся в путь...



Время близится к пяти вечера





С усадьбами вдоль Философской тропы не очень понятно - частный ли это дом, или дорогущий ресторан для своих.



Захоронение одной из дочерей императора, 17-й век.



А рядом лестница - когда-то здесь было кафе. Оно разорилось, но прибившиеся к месту кошки не спешат уходить, и стали своего рода достопримечательностью места.



...откликается на имя "Лили Марлен"...



Ворота Эйкандо тоже уже закрыты, но у порога сидят на корточках и переговариваются - совершенно как воробьи - две ветхие старушки.



В Эйкандо, если мне не изменяет память, мы были как-то осенью с mckuroske, любовались алыми кленами, поэтому в этот раз прошли без сожаления.
А вот в Нандзэндзи я хотела зайти.



Знаменитые ворота, 17-го века, считают одними из трех самых важных буддистских ворот в Японии. Их также связывают с историей легендарного разбойника Гоэмона, и одна из пьес Кабуки, посвященная Гоэмону, так и называется "Ворота Нандзэндзи".

"Саммон" - ворота, ведущие на территорию буддистского храма, символизируют отречение от грехов и достижение просветления.

Об этом говорит и надпись на камне



"Пройди через ворота - почувствуешь дуновение свежего ветра"



Главное здание (реконструкция начала 20-го века) выглядит очень внушительно, возможно потому, что мы единственные туристы. Одиночество в таком месте ощущается очень остро.

Храм был основан в 13 веке, и сейчас он имеет самый высокий ранг среди храмов дзэн-буддизма Киото и Камакуры.



Нандзэндзи - очень интересное место: здесь есть и японский пейзажный сад, и сад камней, несколько небольших уединенных храмов, можно взглянуть на город со второго яруса главных ворот... На осмотр всего храмового комплекса уйдет несколько часов, которых у нас не было.

Поэтому мы отправились смотреть то, ради чего пришли сюда.



Старинная кирпичная кладка, романский стиль... на территории буддисткого храма с почти 800-летней историей.



Акведук - часть амбициозного (и удачного!) проекта по отводу воды из озера Бива к Киото, реализованного в конце 19-го - начале 20-го века.



Водоотводный канал стал не только источником питьевой воды и воды для хозяйственных и промышленных нужд, но был использован для строительства первой в Японии ГЭС.

- Высота акведука несколько метров. Интересно, как он выглядит наверху?

- Мама, смотри! Ступеньки!



Там и правда вода! Оно работает!



Естественно, система действующая. Но почему-то это потрясло меня до глубины души.



Вода на высоте 4-х метров сама бежит в сторону гор! Мистика же :)

Осторожно подобралась к краю... Вниз свешиваться страшно.





Обычно это место популярно у туристов, но мы не встретили ни души.





Прощаемся с Нандзэндзи. Сюда обязательно нужно вернуться!



Украшения из черепицы на крышах встречается довольно часто. Обычно это страшные рогатые-клыкастые маски, которые призваны отгонять злых духов. Реже - прочая живность. Цветы же - довольно необычный мотив. Похоже, что здесь изображена хризантема - знак императорского дома? Кажется, так же украшена крыша замка Нидзёдзё. На другой крыше в Нандзэндзи мы увидели еще и черепичное украшение в виде плода персика. Странно на первый взгляд, но если разобраться - персик очень питательный фрукт, он издавна считается плодом долголетия, исцеляющим от болезней и спасающим прочих напастей (Момотаро не случайно из персика появился!). Так что вполне оправданным оказывается его появление на крыше храма в качестве амулета от злых сил.



У этого района Киото есть еще один секрет.
После Реставрации Мейдзи многие храмы лишились части своих владений в результате реформ. Не избежал этой участи и Нандзэндзи. Земли некоторое время находились в запустении, но ситуация изменилась с постройкой канала, когда воду разрешили отводить и использовать на частные нужды.

Местные богачи, владельцы компаний, ставших впоследствии основой японских торгово-промышленных конгломератов-дзайбацу, начали скупать здесь земли под загородные виллы. А устройство обязательных в таких случаях садов поручали самым лучшим мастерам своего дела. Одним из них был Огава Дзихей Седьмой - потомственный мастер ландшафтного дизайна из династии Огава, к тому времени занимавшейся устройством садов чуть ли не двести лет.
Полтора десятка вилл появилось в этом районе, и ко многим приложил руку Огава Дзихей Седьмой. Он использовал все возможности, которые предоставляла местность - пейзажи Восточных гор Хигасияма, богатство проточных вод канала, ну и, конечно, практически неограниченные финансовые возможности заказчиков.
Его называют сейчас одним из основоположников современного японского ландшафтного дизайна, умело наследовавшим традиции и в то же время привнесшим новые, европейские черты в старое искусство. Сады, автором которых считается Огава Дзихей Седьмой, есть в Киото, в Токио, в других городах Японии - сад Хэйан-дзингу, храма Ясака, старой резиденции семьи Фурукава, а династия Огава и сейчас занимается поддержанием самых знаменитых садов Киото - императорского дворца Госё, храма Киёмидзу-дэра, Нинна-дзи, Кацура-Рикю. Но успех Дзихея Седьмого начался здесь, недалеко от Нандзэндзи.
Большая часть тех вилл еще существует, но находится сейчас в частной собственности - в основном, крупных компаний, которые используют их для переговоров или как дома отдыха для сотрудников. "Каиу-со" - вилла промышленника Инабата Кацутаро, однокурсника Августа Люмьера (Инабата организовал первый платный показ синематографа в Японии) в результате аукциона перешла в собственность одного из основателей компании Оракл. И лишь две-три открыты для посещения.

Среди них вилла "Мурин-ан", которая была передана потомками владельца - политического деятеля Ямагата Аритомо - в собственность города.



Мы не успели в Мурмн-ан - все закрывается рано - но это будет лишним поводом вернуться. К тому же и вилла-музей Хасимото Кансэцу, с которого я начала пост, откроется после реставрации - ее тоже хочется посмотреть.

А мы окончательно попрощались с Философской тропой и поспешили в окрестности Киёмидзу-дэра, куда очень хотела Анна.

Про Киёмидзу-дэра писать не буду - это одна из двух достопримечательностей Киото, которую успевают посмотреть все туристы, хоть на пару часов заезжающие в старую столицу.
В сам храм мы не собирались - туда обязательно ведут школьников, когда они едут на экскурсию в Киото в старших классах, нашей целью были боковые улочки Нинэн-дзака и Саннэн-дзака.









Сам храм уже был закрыт, как и многие магазинчики, поэтому и обычных толп не было.



И это было счастье - просто гулять в сумерках по пустеющим улицам,



Рассматривать гребешки, веера и прочие безделушки в желтом свете фонарей



Наблюдать, как уходят последние туристы



Заглядывать в темные щели



И светлые окна еще открытых ресторанов













На автобусе доехали до Ясака-дзиндзя и решили, несмотря на усталость, заглянуть в Гион.
А на пути домой, уже покинув Гион, заметили её.



Цокала деловито по своим делам, не обращая внимания на окружающих.
Естественно, взяло любопытство - настоящая или поддельная (туристка в гриме?). Похожа на настоящую, но Анна не позволила мне следить дальше, потянула в сторону дома со словами, что ей за меня стыдно...



Пересекли Камогаву



Сказочно-расслабленная атмосфера, абсолютно не похожая на Токио, вот что поразило в Киото в этот приезд.



Конечно, старая столица - международный центр туризма, сюда приезжают отдыхать и тратить деньги, и атмосфера этому способствует.




На дорожке под набережной какая-то девичья группа играла джаз, издалека слышалась гитара, их перекрывал гул голосов и смеха из ресторанчиков...



Мы добрались до гостиницы только к одиннадцати ночи, после сумок утром и рюкзака весь день болели все мышцы, даже горячий душ не помог.
На столе в номере обнаружилось объявление, что прямо в номер до часа ночи можно заказать массаж. Я поговорила с ресепшен, и через 15 минут появилась говорливая тетушка, уроженка Осаки, которая за 40 минут более-менее привела меня в порядок.
Только благодаря ей на следующий день мы успели ВСЕ! и даже немного больше.

Продолжение следует...


  • 1
*рыдает* Тэцугаку-но мити... вечерний Гион... улочки... Хочуууууу в Киотоооо!!!

Ты, как всегда, просто кладезь информации. Про этот акведук я даже не слышала. И про Кансэцу-сакура тоже не знала, хотя на Тропу философов каждый раз, когда бываю в Киото хожу (спасибо незабвенному К., который меня с ней познакомил).

Хе-хе :))
Я сама много интересного почерпнула в этот раз.
А Тэцугаку-но-мити хороша в любое время года. Мы в отлично погуляли.
Гион, кстати, мне не очень нравится. Туристы мельтешат, к дорогой еде я равнодушна, смотреть вечером особенно нечего. Уж лучше в Понтотё забуриться :) (но не с ребенком же)

Про Понтотё ничего не знаю, а Гион как раз снаружи красив: вот эти ивы под фонарями - ах!

До ив мы не дошли, они с другой стороны проспекта остались.
Понтотё - это жратва и питье :)

жратва - это всегда хорошо!
но на фото же тоже ива?!

Видишь ли, в Киото не одна ива :) та, что на фото, на подступах к Киёмидзу-дэра .

ну и ладно. зато с фонарем.

о гигантский пост!! столько экскурсов в историю... как ты можешь это запоминать!!?!?!?!? я вшоке
виадук это класссно!!!!!!! как он работает, действительно!?.. никогда не слышала.. и довольно поздно построен.

А какие ошибки в русской википедии? интересно))

почему папа не дал тебе никуда зайти и выпить чаю? он какой!?!...

массаж это хорошо))) а где комната и как вы спали!?)

С виадуком у меня случился просто взрыв мозга, потому что он тек в сторону гор, а чуть ли не под ним, буквально метрах в двадцати, по сточной канаве на земле несся поток воды *в обратную* сторону (видимо с гор). Это выглядит очень необычно :)
Как работает канал мы посмотреть не успели - есть музей истории создания, там и объяснения всяких механизмов и принципов должны быть. Но за один день все посмотреть нереально, а мы вообще всего половину дня там провели.
Строили в конце Мейдзи- начале Тайсё. Монументальная работа.
>Почему папа...
Время не хотел терять в магазинах и кафе, наверное :) и всякие каваийные безделушки мужчинам не интересны обычно :) а в Киото сувениры в основном - всякие зайчики- кошечки из цветных тряпочек, какому мужчине это понравится.
Отель - самый обычный бизнес-отель, совсем не дорогой и не шикарный. Стандартная комната, даже показывать нечего. С массажем повезло невероятно, не знаю, как я ходила бы без него на следующий день. Я физически хорошо подготовлена и вынослива, но такая прогулка даже меня доконала.

Ошибки лень перечислять, лучше почитай сначала японский вариант вдумчиво, а после него русский.

Я!*!*!**!**?*::::?*???????
ВДУМЧИВО!???????
у меня голова НАПРОЧЬ не работает в истории политике экономике
мне все имена кажутся одинаковыми.
все теории логичными и хорошими
когда их надо сталкивать я торможу.
один раз смогу, остальное время - нет
поэтому я в шоке - как ты все запоминаешь и еще и по японски!...

Ну, про общество-то ты очень хорошо все запоминаешь и сталкиваешь :)
Чтобы запомнить, повторяю много раз :) серьезно.

Спасибо за рассказ! Теперь я точно знаю, куда еще хочу сходить в Киото!

Не за что :) как обычно, тяжело поступаться деталями, поэтому получается длинно и тяжеловесно :( но рада, что это кому-то пригодится.
Интересно, куда вы теперь хотите сходить. В кафе с садом :)?

В Нандзэндзи. Кафе - это, конечно, заманчиво. Но, боюсь, что на такие специфичные кафешки моего японского не хватит ;)))

Я так и думала... Всем нужна культура, история, а еда на втором плане... А ведь это тоже часть современной культуры :)
Там не надо никакого особенного языка, меню с фотографиями, все понятно. Подозреваю, что и на английском кто-то говорит, потому что иностранцев мимо много ходит. А сад у них замечательный, честное слово.
Если в Нандзэндзи попадете, стоит и в Эйкандо зайти, и в сады - ту же Мурин-ан, - известное место в узких кругах.

Про Мурин-ан я тоже думала - надо на него найти время. Поскольку, как всегда, программа богатая, а времени в обрез, то с изысками местной кухни приходится знакомиться по остаточному принципу.

Как интересно и как много нового!

Спасибо!
О да, когда перестаешь спешить и гуляешь в свое удовольствие, очень много нового замечаешь.

Спасибо огромное за рассказ -- я как раз был в Киото по осени, и по Философской тропе гулял, и котов видел... И чай пил со сладостями... Эх.

:) В прошлый приезд?
Коты там хорошие, к туристам ластятся, позируют с удовольствием.

сколько же красивого и интересного, спасибо!

Не за что :)
Это же Киото, там интересного можно очень много найти - сама история располагает.

Спасибо за чудесную прогулку!

  • 1