Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Воскресенье в Хаконэ - теория

Хаконэ - горный курорт в 80 километрах от Токио - одно из самых посещаемых туристами мест Японии. К тому же находится на нашей жд ветке, поэтому ездим мы туда довольно регулярно. Разве можно найти при этом что-то новое и интересное, достойное отдельного рассказа?
Да!

(Далее пост откровенной и бескорыстной рекламы места, которое в сети еще почти не засветилось).


(Фото отсюда)
***

В психологических тестах иногда встречается вопрос "Что бы вы сделали, если бы вдруг оказались обладателем огромной суммы денег?" По-настоящему огромной - где-то пары миллиардов долларов? Ответить на него не так легко - фантазия у обычных людей, как правило, иссякает на нескольких десятках миллионов. А что дальше? Золотые унитазы и батоны - мелко и пошло, виллы на Лазурном берегу и футбольные клубы уже разобрали русские...
Можно попробовать коллекционирование - например, предметов искусства. Еще круче - и интереснее - поставить при этом цель. Как насчет "превзойти коллекцию главного государственного музея страны"? Между прочим, цель вполне достижимая.
Это мое смелое предположение, потому что в официальной истории музея искусств Окада, который открылся в Хаконэ в октябре прошлого года, ничего не сказано о соперничестве с Национальным Музеем (в Уэно). Но коллекция очень похожа, а директором музея Окада является искусствовед (профессор, знаток эпохи Эдо и специалист по укиё-э), который долгое время работал именно в Национальном Музее. Хозяином же (ибо музей Окада частный, и выставлена там личная коллекция одного человека) - личность широко известная в очень узких кругах.

Владелец хитрого прищура, а также нескольких сотен бесценных предметов (в основном декоративно-прикладного искусства) - Кадзуо Окада. В списке Форбс находится гораздо ниже русских миллиардеров - личное состояние всего около 2 млрд уе, зато недавно он оказался самым крупным (из физических лиц) плательщиком налогов в японскую казну. (Радостно - за Россию, конечно, - представлять, сколько налогов платит в казну Родины почти сотня российских миллиардеров)
Об истории музея говорится следующее: "Кадзуо Окада давно интересуется искусством и в перерывах между деловыми встречами любит посещать музеи..." I bet! Бизнес господина Окада - производство игровых автоматов, управление сетью игровых залов (тех самых пачинко) в Японии и казино - за ее пределами. Где игровые автоматы, там недалеко и теневой мир, так что дела господин Окада ведет серьезные, и отдых от них требуется нестандартный.
Коллекцию предметов искусства он начал собирать всего 10 лет назад, причем сразу задумывался именно музей. Музей открыли полгода назад, а сейчас там идет выставка, про которую очень много говорили и писали в СМИ. Ее-то я и хотела посмотреть в первую очередь.
В сети заранее ознакомилась с сайтом музея, так что некоторое представление о коллекции имела. Правда, по опыту посещения подобных частных музеев была уверена, что это что-то компактное, сильно разрекламированное, с не соответствующей содержанию ценой за билет.
Входной билет действительно дороговат - 2800 иен за взрослого (почти 30 уе - раза в полтора дороже обычного музея). А во всем остальном я грандиозно ошиблась.



Хаконэ - старинный курорт; музей построен на месте, где когда-то располагался отель для иностранцев.

Сейчас там здание музея в ультра-современном стиле, чудесный японский сад - правда, за отдельную небольшую плату - и симпатичный ресторанчик, куда мы не успели. Но обязательно пойдем в другой раз!

Потому что МУЗЕЙ!

"Посмотрим часика полтора, не больше, - он маленький, наверное, и пойдем гулять," - легкомысленно пообещала я Анюте по приезде в Хаконэ.

СЕМЬ ЭТАЖЕЙ!

Огромные просторные залы, равномерно заполненные витрины, подробные объяснения - рай для музейного маньяка и зануды.
Сначала я пыталась считать предметы, потом просто удивлялась, потом впала в прострацию. За два часа проштудировала два нижних этажа и временную экспозицию, остальное просто прошла, потому что больше информацию воспринимать была не состоянии.

Музей посвящен искусству Востока, точнее, Японии и Китая, с редким вкраплением корейских вещиц, от древних времен до середины прошлого века.
Для Китая упор сделан на бронзу

(11-14 вв до н.э.)

(5-6 вв до н.э.)

и керамику (фарфор) -

("Трехцветная" керамика "сансай", эпоха Тан, 6 век)

(Селадон эпохи Северной династии Сун, 11в)

(Кобальт, династия Юань, 14 в; блюдо принадлежало довольно известному японскому художнику Ямагути Хосюну и было увековечено на одной из его картин)


("Дворцовая посуда" - тонкий фарфор высочайшего качества; династия Мин, 15 в)

(Династия Цин, 18 в)

По Японии коллекция более разнообразна. Конечно, керамика всех периодов, начиная с периода Дзёмон (!) 2500-3000 лет до н.э.,


Потом период Кофун

Яёй тоже был.

И далее со всеми остановками:

Момояма, 17 в

Эдо, 17 в

Эдо, 18 в

Отдельная коллекция именных работ мастеров, о которых я, конечно, слышала, но видеть воочию не приходилось

Мастер Огата Кэндзан. 18 в

Помимо керамики были еще свитки и гравюры

(Ито Дзякутю, знаменитый своими изображениями животных, - 18 в)

(Хокусай "Летнее утро", начало 19 в)

(Китагава Утамаро, начало 19 в. )

огромное количество ширм с росписью,


- целые залы!

Немного мебели, лаковые изделия,

живопись двадцатого века в европейском стиле...


(Хигасияма Каии, 1971 г)

и религиозная скульптура

(Хэйан, 11 век)

(Камакура, 13 век)

А совсем недавно был добавлен отдельный небольшой зал "сюнга" - японских эротических (хм, очень мягко сказано) рисунков. И это единственный в Японии музей, где можно посмотреть сюнга открыто - обширнейшую выставку *японской* эротической гравюры, которая в конце прошлого года прошла в Британском музее, в Японию привезти не смогли - ни один музей не захотел предоставить площади!
Впрочем, я отвлеклась. Сюнга у них не так много, только ради нее ехать не стоит. А вот керамика...

В прошлом году мы всей семьей выбрались в галерею Азии Национального Музея Уэно, и воспоминания о походе еще свежи, (почему я сразу о нем и вспомнила). История китайской керамики там представлена очень хорошо, но в музее Окада в Хаконэ выставлено в разы(!) больше предметов.


Я не специалист, и оценить качество, ценность или уникальность каждого, естественно, не могу, но зато вижу, что экспонаты очень разнообразны и, видимо, призваны иллюстрировать стили, характерные для каждой эпохи. И они невероятно красивы! Мне кажется, европейцы с некоторым презрением смотрят на фарфор: тарелки, чашки - разве это искусство? Отсюда и неизбежная оговорка-уточнение "декоративно-прикладное" - "искусство, но второго сорта". Но когда смотришь на чашу тончайшего, чуть ли не прозрачного, белого фарфора идеальной формы, которую, кажется, нельзя сотворить человеческими руками, или вазу цвета граната, понимаешь, что это, возможно, и есть настоящее, чистое искусство - ничто не отвлекает от любования линией и цветом, ничто не стоит между тобой и автором, жившим 500-700 лет назад! - абсолютное наслаждение.
Жаль, что вещей, которые произвели на меня наибольшее впечатление, нет в сети, но в любом случае, их надо видеть своими глазами.
И да, теперь я наконец-то понимаю фразу "китайцы достигли совершенства в изготовлении фарфора". Потому что дальше - тоньше, изящнее, мельче, ярче - нельзя. Что есть тупик.
Это особенно заметно благодаря организации музея - керамика выставлена в целом по временному признаку, так что стенды с точеными китайскими фигурками, по которым можно изучать костюм китайского чиновника первых веков нашей эры (!) соседствуют с примитивными японскими глиняными статуэтками эпохи Кофун, которые уже люди, но еще не индивидуумы.
Но керамика развивается в Японии, хоть и с опозданием, и вот в определенный момент, когда китайский экспорт фарфора не может удовлетворить западный спрос на "восточную экзотику", можно видеть, как японцы стараются - импортная технология производства фарфора уже есть, и чувство цвета, и эскизы - голландцы заказывали очень точно - и у них, на первый взгляд, отлично получается, но если рядом поставить китайский оригинал, понимаешь, что у японцев линии "гуляют" - где толсто, где тонко, заливка неоднородна, цвета грязнее. И неудивительно, что когда китайцы разобрались со своей очередной смутой и восстановили производство, они смогли довольно быстро вытеснить японцев с рынка, позаимствовав и улучшив, заодно, и особую технику росписи, которую разработали и ввели в моду японцы.
В погоне за совершенством японцы явно проиграли, зато те области, где они концентрировались на НЕсовершенстве, у них получились гораздо лучше. А несовершенство бесконечно, так что японцам есть, куда стремиться дальше.

Мужу я высказала довольно спорную мысль, что японцы не смогли-таки адекватно скопировать китайцев, но удовлетворились результатом вовремя остановились и решили рассматривать свой недостаток как достоинство. И как-то смогли убедить в этом остальной мир. Муж меня за это не убил :)


***
О временной экспозиции я, пожалуй, расскажу отдельно, если соберусь.
***
У музея Окада два недостатка.
Первый - туда лучше идти без детей, или с детьми, укомплектованными разными гаджетами, иначе детки заскучают, и вас съедят. И взрослым тоже стоит быть морально готовыми - удовольствие получат те, кто интересуется именно искусством Японии и Китая. "Для галочки" объем слишком велик.
Второе - на входе строжайший досмотр, проверяют и велят положить в камеру хранения фотоаппараты, телефоны, ай-пады и таблеты. Никаких фотографий. Я вообще ходила с пустыми руками (и довольна этим). С другой стороны, их магазинчик - это ужас. Есть открытки отдельных экспонатов, и кое-какая мелочевка, но нет музейного каталога. Никакого. И не предвидится (не хочется думать, что это намеренно...) В интернете их экспонаты почти не засвечены, так что или зарисовывать выданным простым карандашом, или развивать зрительную память.
Зато есть одно достоинство - это один из лучших, виденных мной музеев, с точки зрения "доступности". Лифты и пандусы везде, как и туалеты для инвалидов. Автоматические раздвижные двери во всех залах, широкие проходы и достаточное место в залах, чтобы разъехаться паре колясок.


И пояснения на четырех языках - английский, японский, китайский, корейский, плюс отдельное меню для детей - на пояснительных дисплеях.


***
По окончании осмотра мы встретились с Анной, которая убежала вперед и ждала меня очень долго. Ждать ей пришлось без гаджетов (ключ к камере хранения был у меня), поэтому ребенок кипел от возмущения. Чтобы задобрить маленького демона (ну и мне хотелось развлечься), отправились к следующему пункту нашей программы - творить шедевры своими руками.

Stay tuned

Tags: via ljapp
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments