Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Японская средняя школа - учеба (почти без картинок)
quizas
shurra

Дни открытых дверей проходят в младшей и средней школе (как и раньше, пишу только о муниципальных, не о частных) раз в триместр. В дочкиных школах их проводят по субботам - хотя обычно у них пятидневка - по расписанию понедельника. Соответственно, в следующий после этой субботы понедельник школы устраивают выходной - чтобы учителя не перерабатывали (у них профсоюзы и организация ого-го, местные учителя вообще живут при коммунизме, в отличие от прочих японцев).
Главное, чем отличаются дни открытых дверей здесь от того, что я помню про Россию - здесь нет показухи. Проходят обычные уроки, дети специально ничего не готовят - родители наблюдают повседневную школьную жизнь. В этот день двери в классы открыты - можно зайти в любой, а не только в тот класс, где учится твой ребенок. Я обычно встаю в дверях, откуда видно и слышно все, делая исключение только для английского - на нем стараюсь не смущать учителей своим гайдзинским видом и подслушиваю *за* дверью.
В этот раз у Анны были музыка, изо, классный час и, кажется, родной язык - так себе расписание, я даже расстроилась, что ничего значимого не увижу. Но оказалось неожиданно интересно, а еще я сумела посмотреть историю в одном из старших классов, заглянула на урок математики и послушала английский.

Предметы часто объединены - например, один предмет "естественные науки" включает в себя физику и биологию (в будущем, кажется, и химию). Учебник при этом тоже один, но состоит из нескольких разделов - приблизительно соответствуя привычному нам делению на предметы; каждый раздел ведет свой преподаватель. Математика уже официально разделилась на азы алгебры (приблизительно) и геометрии, и ведут их разные преподаватели, но учебник один. Родной язык - то же самое, что и с естественными науками: несколько разделов-предметов, на одном из которых они изучают структуру языка (приблизительно), на другом - анализируют тексты/стихи, то есть это будет скорее наша литература; преподаватели разные, при этом единый учебник.
Обществоведение официально разделилось на историю и географию (до сих пор был один предмет общий предмет, и историю они изучали только Японии и до конца, кажется, 19-го века).
В целом, как мне кажется, такой подход подразумевает изучение предметов в комплексе, позиционируя каждый как часть общих знаний о мире - эта идея мне нравится. Конечно, как она реализуется на практике, зависит от учителя.
Первое отличие от младшей школы с точки зрения детей - само наличие учителей-предметников, ведь до этого в младшей школе (6 лет) всё, кроме изо, труда и музыки, преподавал один и тот же учитель. Английский тоже вел классный руководитель, но ему в помощь был дан ALT (assistant language teacher)-носитель языка. Хотя у них того английского было-то - кот наплакал, несколько раз в месяц. А теперь будет отдельный урок, несколько раз в неделю, но *без* АЛТа (логика сего от меня ускользает...).
Что я поняла уже минут через десять после начала уроков и прохода по разным классам - все, лафа кончилась. Учеба очень интенсивная, объем работы большой: четыре дня в неделю шесть уроков, один раз пять. Четыре родных языка, четыре английских, три урока "естественных наук", четыре математики, две географии, одна история, три физкультуры, два труда, по одной музыке и изо.
Второе же и главное отличие от младшей школы - "баста, карапузики", дальше учимся сами! Уроки скорее похожи на лекции - не то, чтобы учитель постоянно диктовал, но говорит в основном он. Перед уроком раздает "принты" (Ненавижу! Миллион листочков разного формата, которые надо не забывать складывать каждый в соответствующую предмету папочку. Кто потерял, тот сам лох) , а во время урока периодически обращается к этим принтам, в стиле: "Там в середине первого параграфа написано "авторитет Папы" и стоит пробел - против них поставьте стрелочку вниз, или напишите "down", или грустный смайлик - что угодно, чтобы потом понять, что авторитет упал".
Спрашивать поименно не принято - но это и в начальной школе так - учитель задает вопрос классу и ждет, кто поднимет руку, и предложит ответ. В крайнем случае, если нет желающих, здесь используют забавный метод: в списке класса у каждого ребенка есть номер, который пишут, например, заполняя разные бумажки. Дети эти номера, естественно, знают. И вот учитель может сказать: "Нет желающих? Какое у нас сегодня число? Одиннадцатое? Кто в классе номер одиннадцать? Можете ответить?"
Вставать не обязательно - на простой вопрос ("Как вы думаете, почему война выгодна торговцам?") отвечают с места.
Оценки за ответ не ставят, да и вообще текущих оценок я здесь не наблюдала. Это либо оценки за регулярные тесты, либо общая оценка, высчитываемая на основе того, как регулярно и в срок ученик сдает домашние задания.
Вообще, тема оценок должна быть рассмотрена отдельно. Нам дали целый лист с критериями, по которым оценивается каждый предмет, удельном весе каждого критерия в итоговой за этот предмет, и преобразовании этой оценки в пятибальную шкалу. Точнее, я это так поняла, но пока не видела итоговую оценку в табеле дочери, с уверенностью утверждать не могу. (Листок с этими объяснениями я куда-то пихнула, найду - добавлю сюда подробности).
Помимо усилий и стараний в выполнении домашних заданий, значительный вес в итоговой оценке имеют тесты. Насколько я поняла, контрольные по всем предметам, включая музыку и изо, проходят дважды в триместр - ближе к началу (как раз на этой неделе) и ближе к концу (в конце июня, кажется). Перед этим учителя объявляют, по каким темам (включая номера страниц учебника) будет контрольная; готовятся сами - в чем-то вроде рукописного буклета (на принтере его размножают, что ли? Вид именно такой) на листке с клеточками детям предлагается расписать, что нужно выучить по каждому предмету, что и когда они будут повторять с учетом каждый своего расписания внеклассных занятий, и отмечать (маркером), что сделано. К тестам за тесты относятся очень серьезно - оценки идут в итоговые табели за курс, поэтому на этой неделе школьные клубы прекращают работу (кроме хора, ага, - они неутомимые), дети сидят и занимаются.
Почему так? Потому что выучить нужно больше того, что они проходят. Точнее, на уроке учитель (по словам Анны и как мне показалось) объясняет без особых подробностей. Крестовые походы уложились в 20-25 минут урока. Дома же нужно подробно проработать тему, выучить даты и разобраться с определениями. Я бы сказала (возможно, немного утрируя), что, по крайней мере по некоторым предметам, у них есть лекции, но маловато семинаров. Конечно, задачи на уроках решают и опыты ставят (это святое!), но в целом несколько больше, по сравнению с Россией, нужно делать самостоятельно и предъявлять результат этой работы приходится на контрольных.
Что изучают в седьмом (по русской системе классе):

Математика - начали год с положительных и отрицательных чисел

Чуть дальше


Раздел "геометрии"

(Если кому-то интересно, могу сделать отдельный пост с фотками учебников, но переводить не обещаю)

Естественные науки:

Биология


Вулканы (не пойму вообще, куда это - география?)


Свойства света (оптика)


Что мне понравилось на уроке (история) - учитель вел урок интересно, не заумно и живо, задавая по ходу вопросы ученикам. С другой стороны, при этом он не пользовался картой - что меня удивило. Возможно, конечно (скорее всего), карта была в "принтах", розданных каждому ученику, но тогда она была черно-белая и небольшая. А проходили они, между прочим, разделение христианства на восточное и западное, крестовые походы и средневековую Европу. Не очень мне верится, что тринадцатилетние японцы сходу покажут на карте Константинополь и Иерусалим. Но это может быть минус данного отдельного преподавателя, так что обобщать все же не буду.
Изо - Анютин класс изучал, что такое набросок и учился штриховать, регулируя интенсивность штриха, чтобы передать светотени. Для иллюстрации идеи учительница принесла свои студенческие работы - автопортрет, портрет бабушки.
Вообще, к предметам вроде изо и музыки здесь относятся крайне серьезно. Обучение им - не профанация, как было в моей школе, а оценка по ним тоже идет в итоговую за курс обучения в средней школе, и учитывается (особенно многими хорошими муниципальными школами) при приеме на следующую ступень.
Музыка мне очень понравилась!


Было любопытно, как школьному хору удалось добиться таких успехов, но послушала начало урока и все сразу стало понятно.
Во-первых, у учителя - это был уже немолодой плотный мужчина - замечательный голос, причем не только "родной" голос, с детьми он пел и фальцетом тоже - очень здорово! Профессионал. Я совершенно этого не ожидала. Во-вторых, он еще и энтузиаст своего дела. После урока я задержалась в классе, фотографируя, и немного поговорила с ним.
- Десять лет работаю в этой школе, и до пенсии осталось еще 4. Я очень надеюсь провести их здесь и собираюсь отдать все силы этому хору.
Я даже расчувствовалась.

Стена кабинета музыки (это второй, не тот, что в предыдущем посте по теме)


Heiwa - мир (в противоположность войне)


Вместо итогов, потому что для полноценных выводов информации здесь мало.
Полагаю, что многие иностранные френды слышали про Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) .
По последним данным - за 2012 год - пятнадцатилетние японцы находятся на 7-м месте по математике (ниже Кореи, но выше всех европейских стран), на 4-х местах по естественным наукам и чтению (само собой, пониманию прочитанного, а не скорости), уступая только китайцам. Россия в списках где-то в районе 39-х мест.

О подслушанном английском напишу отдельно...


  • 1
Очень интересно! Учебники красивые!

У нас тоже нет дней открытых дверей, но родители имеют право присутствовать на любых школьных занятиях, хоть целый день. Я у Мише в старой школе однажды сидела так.

Вот удивительно, только у нас, что ли, эта традиция существует?!
Пока больше никто не признался.
В принципе, я не уверена, что можно просто так в школу прийти и посидеть на уроке. Но помню, что где-то в младших классах - втором, наверное, на родительском собрании мама одной девочки сказала, что у нее развилась тревожность, боится быть одна в школе, и мама приходит и сидит с ней на уроках. Те в нестандартной ситуации школа пойдет навстречу и разрешит присутствовать, а вот просто посмотреть - не знаю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account