Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Японская средняя школа - учеба (почти без картинок)
quizas
shurra

Дни открытых дверей проходят в младшей и средней школе (как и раньше, пишу только о муниципальных, не о частных) раз в триместр. В дочкиных школах их проводят по субботам - хотя обычно у них пятидневка - по расписанию понедельника. Соответственно, в следующий после этой субботы понедельник школы устраивают выходной - чтобы учителя не перерабатывали (у них профсоюзы и организация ого-го, местные учителя вообще живут при коммунизме, в отличие от прочих японцев).
Главное, чем отличаются дни открытых дверей здесь от того, что я помню про Россию - здесь нет показухи. Проходят обычные уроки, дети специально ничего не готовят - родители наблюдают повседневную школьную жизнь. В этот день двери в классы открыты - можно зайти в любой, а не только в тот класс, где учится твой ребенок. Я обычно встаю в дверях, откуда видно и слышно все, делая исключение только для английского - на нем стараюсь не смущать учителей своим гайдзинским видом и подслушиваю *за* дверью.
В этот раз у Анны были музыка, изо, классный час и, кажется, родной язык - так себе расписание, я даже расстроилась, что ничего значимого не увижу. Но оказалось неожиданно интересно, а еще я сумела посмотреть историю в одном из старших классов, заглянула на урок математики и послушала английский.

Предметы часто объединены - например, один предмет "естественные науки" включает в себя физику и биологию (в будущем, кажется, и химию). Учебник при этом тоже один, но состоит из нескольких разделов - приблизительно соответствуя привычному нам делению на предметы; каждый раздел ведет свой преподаватель. Математика уже официально разделилась на азы алгебры (приблизительно) и геометрии, и ведут их разные преподаватели, но учебник один. Родной язык - то же самое, что и с естественными науками: несколько разделов-предметов, на одном из которых они изучают структуру языка (приблизительно), на другом - анализируют тексты/стихи, то есть это будет скорее наша литература; преподаватели разные, при этом единый учебник.
Обществоведение официально разделилось на историю и географию (до сих пор был один предмет общий предмет, и историю они изучали только Японии и до конца, кажется, 19-го века).
В целом, как мне кажется, такой подход подразумевает изучение предметов в комплексе, позиционируя каждый как часть общих знаний о мире - эта идея мне нравится. Конечно, как она реализуется на практике, зависит от учителя.
Первое отличие от младшей школы с точки зрения детей - само наличие учителей-предметников, ведь до этого в младшей школе (6 лет) всё, кроме изо, труда и музыки, преподавал один и тот же учитель. Английский тоже вел классный руководитель, но ему в помощь был дан ALT (assistant language teacher)-носитель языка. Хотя у них того английского было-то - кот наплакал, несколько раз в месяц. А теперь будет отдельный урок, несколько раз в неделю, но *без* АЛТа (логика сего от меня ускользает...).
Что я поняла уже минут через десять после начала уроков и прохода по разным классам - все, лафа кончилась. Учеба очень интенсивная, объем работы большой: четыре дня в неделю шесть уроков, один раз пять. Четыре родных языка, четыре английских, три урока "естественных наук", четыре математики, две географии, одна история, три физкультуры, два труда, по одной музыке и изо.
Второе же и главное отличие от младшей школы - "баста, карапузики", дальше учимся сами! Уроки скорее похожи на лекции - не то, чтобы учитель постоянно диктовал, но говорит в основном он. Перед уроком раздает "принты" (Ненавижу! Миллион листочков разного формата, которые надо не забывать складывать каждый в соответствующую предмету папочку. Кто потерял, тот сам лох) , а во время урока периодически обращается к этим принтам, в стиле: "Там в середине первого параграфа написано "авторитет Папы" и стоит пробел - против них поставьте стрелочку вниз, или напишите "down", или грустный смайлик - что угодно, чтобы потом понять, что авторитет упал".
Спрашивать поименно не принято - но это и в начальной школе так - учитель задает вопрос классу и ждет, кто поднимет руку, и предложит ответ. В крайнем случае, если нет желающих, здесь используют забавный метод: в списке класса у каждого ребенка есть номер, который пишут, например, заполняя разные бумажки. Дети эти номера, естественно, знают. И вот учитель может сказать: "Нет желающих? Какое у нас сегодня число? Одиннадцатое? Кто в классе номер одиннадцать? Можете ответить?"
Вставать не обязательно - на простой вопрос ("Как вы думаете, почему война выгодна торговцам?") отвечают с места.
Оценки за ответ не ставят, да и вообще текущих оценок я здесь не наблюдала. Это либо оценки за регулярные тесты, либо общая оценка, высчитываемая на основе того, как регулярно и в срок ученик сдает домашние задания.
Вообще, тема оценок должна быть рассмотрена отдельно. Нам дали целый лист с критериями, по которым оценивается каждый предмет, удельном весе каждого критерия в итоговой за этот предмет, и преобразовании этой оценки в пятибальную шкалу. Точнее, я это так поняла, но пока не видела итоговую оценку в табеле дочери, с уверенностью утверждать не могу. (Листок с этими объяснениями я куда-то пихнула, найду - добавлю сюда подробности).
Помимо усилий и стараний в выполнении домашних заданий, значительный вес в итоговой оценке имеют тесты. Насколько я поняла, контрольные по всем предметам, включая музыку и изо, проходят дважды в триместр - ближе к началу (как раз на этой неделе) и ближе к концу (в конце июня, кажется). Перед этим учителя объявляют, по каким темам (включая номера страниц учебника) будет контрольная; готовятся сами - в чем-то вроде рукописного буклета (на принтере его размножают, что ли? Вид именно такой) на листке с клеточками детям предлагается расписать, что нужно выучить по каждому предмету, что и когда они будут повторять с учетом каждый своего расписания внеклассных занятий, и отмечать (маркером), что сделано. К тестам за тесты относятся очень серьезно - оценки идут в итоговые табели за курс, поэтому на этой неделе школьные клубы прекращают работу (кроме хора, ага, - они неутомимые), дети сидят и занимаются.
Почему так? Потому что выучить нужно больше того, что они проходят. Точнее, на уроке учитель (по словам Анны и как мне показалось) объясняет без особых подробностей. Крестовые походы уложились в 20-25 минут урока. Дома же нужно подробно проработать тему, выучить даты и разобраться с определениями. Я бы сказала (возможно, немного утрируя), что, по крайней мере по некоторым предметам, у них есть лекции, но маловато семинаров. Конечно, задачи на уроках решают и опыты ставят (это святое!), но в целом несколько больше, по сравнению с Россией, нужно делать самостоятельно и предъявлять результат этой работы приходится на контрольных.
Что изучают в седьмом (по русской системе классе):

Математика - начали год с положительных и отрицательных чисел

Чуть дальше


Раздел "геометрии"

(Если кому-то интересно, могу сделать отдельный пост с фотками учебников, но переводить не обещаю)

Естественные науки:

Биология


Вулканы (не пойму вообще, куда это - география?)


Свойства света (оптика)


Что мне понравилось на уроке (история) - учитель вел урок интересно, не заумно и живо, задавая по ходу вопросы ученикам. С другой стороны, при этом он не пользовался картой - что меня удивило. Возможно, конечно (скорее всего), карта была в "принтах", розданных каждому ученику, но тогда она была черно-белая и небольшая. А проходили они, между прочим, разделение христианства на восточное и западное, крестовые походы и средневековую Европу. Не очень мне верится, что тринадцатилетние японцы сходу покажут на карте Константинополь и Иерусалим. Но это может быть минус данного отдельного преподавателя, так что обобщать все же не буду.
Изо - Анютин класс изучал, что такое набросок и учился штриховать, регулируя интенсивность штриха, чтобы передать светотени. Для иллюстрации идеи учительница принесла свои студенческие работы - автопортрет, портрет бабушки.
Вообще, к предметам вроде изо и музыки здесь относятся крайне серьезно. Обучение им - не профанация, как было в моей школе, а оценка по ним тоже идет в итоговую за курс обучения в средней школе, и учитывается (особенно многими хорошими муниципальными школами) при приеме на следующую ступень.
Музыка мне очень понравилась!


Было любопытно, как школьному хору удалось добиться таких успехов, но послушала начало урока и все сразу стало понятно.
Во-первых, у учителя - это был уже немолодой плотный мужчина - замечательный голос, причем не только "родной" голос, с детьми он пел и фальцетом тоже - очень здорово! Профессионал. Я совершенно этого не ожидала. Во-вторых, он еще и энтузиаст своего дела. После урока я задержалась в классе, фотографируя, и немного поговорила с ним.
- Десять лет работаю в этой школе, и до пенсии осталось еще 4. Я очень надеюсь провести их здесь и собираюсь отдать все силы этому хору.
Я даже расчувствовалась.

Стена кабинета музыки (это второй, не тот, что в предыдущем посте по теме)


Heiwa - мир (в противоположность войне)


Вместо итогов, потому что для полноценных выводов информации здесь мало.
Полагаю, что многие иностранные френды слышали про Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) .
По последним данным - за 2012 год - пятнадцатилетние японцы находятся на 7-м месте по математике (ниже Кореи, но выше всех европейских стран), на 4-х местах по естественным наукам и чтению (само собой, пониманию прочитанного, а не скорости), уступая только китайцам. Россия в списках где-то в районе 39-х мест.

О подслушанном английском напишу отдельно...


  • 1
Uzhasno interesno. Ochen' pokhozhe na avstralijskuju shkolu - i po tomu, kakie predmety i kak oni postroeny. Muzyke ochen' zaviduju - u nas tozhe vpolne ser'eznaja programma, no vse zavisit ot individual'nosti uchitelia. Nasha - sterva, i syna moego nevzlubila (hotia est' za chto). Sterva ona ne poetomu, a potomu, chto esli kogo nevzlubit, to kranty. Eto ya uzhe znaju, ot podruginoi docheri.
Nu i nam ne dajut vot tak uroki poseschat'

Вот мне ниже написали, что естественные науки в комплексе - это близко к американской системе.
Что там будет с учительскими пристрастиями, пока не ясно. У меня девица тоже обычно не вызывает к себе приязни - прилежание даже не на нуле, а в минусе. Здесь учителя таких не любят.
Неужели нет дней открытых дверей? Вообще? Вы даже не знаете, как проходят уроки?!

Очень интересно! И в целом мне нравится подход к обучению и то, что можно вот так прийти родителям и посмотреть. У нас это тайна за семью печатями.

А вы в России?
Насчет подхода у меня какое-то двоякое впечатление. С одной стороны, они много и интенсивно учатся, и программы сами по себе хороши, но мне кажется, что эти знания дети не приучаются использовать и, главное, анализировать, обобщать и делиться ими с другими, так что многое просто забывается и теряется на выходе из школы.
Если не показывают, значит, есть причины прятать :(

Ужасно интересно, действительно. А можно тебя попросить сделать еще фотографий учебника покрупнее (ну, или ссылку дать на крупные изображения)? Очень хочется подробно рассмотреть, а так глаза болят.

Так видно?
http://shurra.livejournal.com/562188.html
Если да, то повешу математику и родной язык - там меньше, не пугайся :)

Спасибо огромное, ты мне глаза открываешь, была худшего мнения о японской школе.

Саш, а скажи, " родной язык"- все-таки структуру языка там изучают? Муж и свекровь говорили, что у них этого в школе не было, я возмущалась, как же так. А , оказывается , все есть?
Как по японски этот предмет звучит? Пойду их допрашивать.

Опять же : Европу и средневековье изучают, почему ж мне сплошные неучи попадались тут, интересно....

А Аня выбрала клубы? Если не секрет, какие ей понравились?

Анна сначала пыталась увильнуть от клубов под тем предлогом, что нет того, что ей хочется. Но я убедила попробовать хоть что-то, и она вроде записалась в духовой оркестр. Но это такой лентяй и хитрый шмыг :), что надо будет контролировать процесс.
Родной язык - это все "кокуго". Я пока не знаю, насколько глубоко они изучают язык как таковой, но вот члены предложения, их роль точно были в прошлом, кажется, году. И в новом учебнике я тоже видела похожие темы. Да, они намного больше времени отдают анализу и пониманию текстов, т.е. акцент сделан на прикладной аспект, а не теорию, но и она присутствует тоже.
С историей интересно получается. Я тоже удивилась, что они проходят такую, в общем, узкую тему, как крестовые походы. И сама тоже замечала, что с историей Европы у японцев при этом очень плохо. У меня только одно объяснение этого феномена: история России все же неразрывно связана с историей Европы, и литература и география тоже постоянно к ней отсылают. Так же как и к древней Греции. Те у нас знания о Европе в активной памяти, мы к ним часто возвращаемся. А для японцев все это - пустой звук, литература далека, история тем более. Вот Китай и Корея актуальны, и их знают гораздо лучше. А Европу выучивают к экзаменам, а потом быстро забывают за ненадобностью - сама же знаешь, что большой объем информации удержать в памяти невозможно, а у них объемы очень большие.
Соответственно, если хочешь, чтобы ребенок интересовался и знал европейскую культуру - связи с ней придется выстраивать самостоятельно, и придется постоянно подкреплять их.

Гыны, дошла до ката и ахнула: это было не подробно? :)

Они я так поняла слизали систему с Америки и добавили свой spin? У меня не было ни физики ни химии, был science, как вы пишете. Химию и физику я галопом проскакала в 8ом классе с одноц преподшей. И так я понятия не имею что такое валентность.

Нет, это было по верхам, а я зануда :))
Мне вот кажется, что это просто введение, написать можно во много раз больше, вот только читать никто не будет :))
Я про Америку как раз не знаю совсем. А вы там учились? Я посмотрела историю преподавания предмета - в принципе, он всегда был объединенным, только в разные периоды цели обучения отличались. Но в основе в любом случае "западная наука" "ран-гаку"), которую начали активно развивать в эпоху Мейдзи, и именно заимствуя на Западе. Так что идея единого предмета наверняка оттуда.
Про валентность я знала, но забыла (как моя мама говорит :))

Как интересно!
Эх, как у нас с лекциями и самостоятельной работой. И с распечатками этими дурацкими.

А у нас немецкий и литература вместе. И учитель один. И математика одна (без разделения на алгебру и геометрию)

Но у нас школа всё же тайна, вот так не узнать ничего. Нет открыых уроков:(((

Edited at 2014-05-13 12:12 pm (UTC)

Вот-вот, и у нас английский и литература вместе. И алгебра с геометрией. У нас класса с 9го математику по уровням разделяют, а не по темам.
Это мне как раз кажется разумным, а вот то, что структуру языка не особо изучают, очень жаль

Все, увидела про количество часов))
А вот ты говоришь, дома они много самостоятельно должны выучить - это учебник читать или есть список доп.литературы?
А контурные карты по истории есть? У меня Полина без конца красит))
А доклады "на тему" или рефераты не заставляют готовить?
А интернет как источник знаний рекомендуют подключать? У нас сейчас направленность на активный самостоятельный поиск знаний)

Про контурные карты не в курсе, надо будет дочь допросить. Но судя по тому, как плохо у Японцев с географией Европы - контурными картами их не очень напрягают.
Мало у них было и докладов и рефератов, до сих пор. Я очень надеюсь, что дальше будет больше.
А много они пишут в первую очередь потому, что надо же иероглифы прописывать, иначе их запомнить невозможно. Только переписать много раз.
В интернет заставляют лазить, но немного - я считаю, надо больше.

Очень интересно! Учебники красивые!

У нас тоже нет дней открытых дверей, но родители имеют право присутствовать на любых школьных занятиях, хоть целый день. Я у Мише в старой школе однажды сидела так.

Вот удивительно, только у нас, что ли, эта традиция существует?!
Пока больше никто не признался.
В принципе, я не уверена, что можно просто так в школу прийти и посидеть на уроке. Но помню, что где-то в младших классах - втором, наверное, на родительском собрании мама одной девочки сказала, что у нее развилась тревожность, боится быть одна в школе, и мама приходит и сидит с ней на уроках. Те в нестандартной ситуации школа пойдет навстречу и разрешит присутствовать, а вот просто посмотреть - не знаю.

Учебники шикарные, я бы с удовольствием просто прочитывал бы в начале года запоем. Когда учился с картинками была просто беда. Даже по биологии ничего толкового. Только в классе 8-м наверное наткнулся случайно в библиотеке энциклопедию по флоре и фауне средней полосы с картинками, и наконец-то смог узнать как называется трава которая растёт вокруг нашего дома. А то до этого сколько не спрашивал, никто толком ничего не мог ответить. А тут и мятлик, и ежа, и вьюнок и цикута. Это было счастье, с этой, достаточно увесистой книгой я облазил половину заказника – даже волчье лыко нашел.
А географию выучил наверное не сколько благодаря, сколько вопреки. В кабинете географии висели две огромные карты мира. Физическая и политическая, а перемена была длинная, минут 20. И поскольку было скучно, мы развлекались тем, что играли найди что-то на карте: пролив, город, гору не важно. Главное чтобы соперник подольше искал. И названия, брали позаковырестее. Так незаметно, за первый месяц, выучили почти всю карту мира.
Только читая ваш пост меня немного насторожила фраза «Это либо оценки за регулярные тесты, либо общая оценка, высчитываемая на основе того, как регулярно и в срок ученик сдает домашние задания». Правильно ли я понимаю, что в японской школе, то насколько ученик знает предмет не главное? И даже если он пишет тесты на 95-100 баллов у него не будет хороших оценок, если он не делает домашнюю работу? И как как сильно, это отражается на итоговой успеваемости?
Буду очень признателен, если напишите, как именно оценивают школьников. Вы очень хорошо подмечаете мелкие детали, что делает ваше описание полным и интересным.

Спасибо за отзыв. Очень приятно такое читать :)
Вы абсолютно верно заметили! Это момент, о который спотыкаются многие русские здесь (может, и другие иностранные дети тоже, но у меня знакомых нет). Если быть точным, наверняка не будет *отличных* оценок, даже если все тесты написаны на 90-100 баллов.
(Допишу позже)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account