?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Внеклассная деятельность в японской школе
quizas
shurra

Подзаголовок "Что украшало коридоры, или о причинах популярности простой дворовой школы"

Школьники средней ступени в Японии чрезвычайно заняты, причем вовсе даже не не только учебой. Свидетельством этому было единственное украшение практически голых стен коридора.
Я сфотографировала самое большое и яркое произведение - целый календарь на год.

А их было несколько, но другие поменьше и не такие яркие - листы А4 приблизительно, довольно густо исписанные, с парой обязательных картинок.

Как-то так


Можно разглядеть цифирки и догадаться о смысле.
Во всех средних школах действуют т.н. клубы - спортивные, музыкальные, художественные (во времена нашего детства это были, конечно, кружки). Ведут их школьные же преподаватели. Участие в работе клуба практически обязательно, и оценивается - не только абсолютные успехи, но сам факт участия и активность.
Дети учатся с 8.30 до 15.30/16.30, а после уроков почти каждый будний день, а также в выходные, а иногда и утром до уроков занимаются еще и в клубах.


Обычно в каждой школе присутствует стандартный набор клубов: бейсбол, футбол, плавание (во всех школах есть открытые бассейны), волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика. Дальше, думаю, зависит от школы, но у нас также имеются бадминтон и теннис. В частных школах выбор побольше, для девочек там часто бывает лакросс.
Изобразительное искусство в дочкиной школе представлено в виде двух клубов - просто изо и отдельно кружок иллюстрации (это их произведением является большой календарь на фото). Есть еще драма, "японские традиции" (от него ожидаешь занятия чайной церемонией, но ее не было, кажется, были стихи и почему-то одни мальчики в членах кружка - если верить статистике), кружок изучения языка жестов и кружок домоводства. Последний обычно является прибежищем тех, кто уже чем-то плотно занимается вне школы и не желает это занятие бросать, - собираются домоводы гораздо реже, поэтому и на балет, и на кендо время остается.
Ведут кружки обычные преподаватели. Например, Анютин классный руководитель, математик по основной профессии, усмешкой и телосложением похожий на большого плюшевого мишку, сообщил, что в универе занимался регби и бейсболом, и в школе ведет одновременно бейсбольный и еще какой-то (футбольный?) кружки.
На сладкое я оставила самое интересное.
С бейсболом по численности участников в этой школе спорят два музыкальных кружка: духовой оркестр - около 70 участников, - и хор. И вот хором школа гордится.
Гордятся они как-то так

Да, висит косо. А пока я фотографировала, левый плакат вообще упал.
При этом, как я подозреваю, в России хористов вывесили бы на доске почета поименно. Шутка сказать, хор в призерах (1-3 места) нескольких главных всеяпонских конкурсов школьных хоров, причем успехи стабильны в течение нескольких лет. Надо учесть, что конкурсы проходят по системе плей-офф (проигравший выбывает), и наша школа относится к Токио, где количество участников очень велико и они сильны.
Уровень приблизительно такой:







(Школа другая, второе место на одном из конкурсов)

Ну да, я знаю, физ-мат-ориентированная российская публика будет хмыкать или даже откровенно потешаться, но учеба - отдельно, а клубы - это отдельно.
А теперь можно вернуться к фото номер два. Хор занимается по будним дням каждый день с 7.40 до 8.20, 20 минут в обеденный перерыв, еще час с лишним после уроков, и еще 4 часа в субботу или воскресенье (в субботу не учатся). И все каникулы тоже. Но и другие кружки действуют, в общем, по такому же расписанию.



А после этого дети расходятся по домам, бросают сумки, кто-то еще идет в дополнительную школу или к репетиторам.
Кстати, в кружки берут всех желающих, в супер-популярный хор в том числе. Другое дело, что выступить на сцене шанс будет не у всех. Но они часто ездят на всякие выступления в другие города, так что удовольствие получают все.
Спортивные же кружки постоянно участвуют во всяких соревнованиях.
Продолжение следует...

  • 1
Так интересно!!! Пиши! :)


(У нас, с одной стороны, очень похоже - школа безмерно гордится своим pipes&drums оркестром, которые ездят на соревнования по всему миру и все их выигрывают. Плюс, безусловно, очень много послешкольного спорта - главные регби (м) и хоккей (д), но кроме них еще пара дюжин, поголовное большинство ведут обычные учителя. Практически все дети практически каждый день занимаются спортом. Неспортиные клубы - от шахмат до дебатов - обычно на переменках. Музыкальная школа оплачивается дополнительно и она во время уроков, то есть надо что-то пропускать. Но вот отличие - я не знаю детей, которые бы помимо школы и спорта занимались бы "дополнительными школами и репетиторами". Только русские и китайцы :)))

Буду! У меня еще последняя часть осталась, про сами уроки. Но она не слишком веселая.
Система школьных клубов очень старая - по местным меркам - в эпоху Мейдзи появилась. И я подозреваю, что она была заимствована вместе со всей образовательной системой, либо из Германии, либо из Англии. Вероятнее всего, как раз от вас.
С спортом у вас отличный вариант (и не только со спортом) , здесь же, если выбрал не спортивный кружок, на спорт времени не останется. С другой стороны, спортивные кружки дают очень большую физическую нагрузку, не все выдерживают. И да, в этом списке как раз, на мой взгляд, не хватает именно дебатов и чего-то вроде шахмат. Хотя, вспомнила сейчас, в кружке японской культуры как раз занимаются "го" (поэтому и мальчики, наверное). Но ожидать от современной Японии кружка дебатов очень странно, хотя раньше они как раз были.
Дополнительные школы - жестокая необходимость :( школа дает стандартный набор знаний (и дает неплохо), но для поступления в хороший вуз этого обычно мало. Однако как эти дети выдерживают такую нагрузку, я не очень представляю. Мы же с тобой как раз говорили, о том, что дети здесь мало спят?
Я боюсь только, что такое количество формальной учебы как раз нехорошо для ребенка, детство - время познания мира, опыт должен быть разнообразным, а они столько времени тратят на теорию и сидение за столом.

Ага, очень интересно!
Уточни, пожалуйста, какого возраста там дети?
Потому что даже моя Соня сказала, что она даже только хором или только танцами в таком режиме заниматься не смогла бы.

Они старше! В среднюю школу идут в 12 лет - строго, здесь не возможности перепрыгивать через классы - и учатся три года.
Мне казалось, Соня приблизительно в таком режиме и занимается :)

ужасно интересно, еще рассказывай.

Судя по тексту получается, что ученик не имеет права не ходить в клуб, даже если он чем-то плотно увлекается/учится вне школы? И что происходит если ученик средней школы напрочь участвовать в клубной деятельности?

P.S. C нетерпением жду продолжения про учебный процесс.

у них кажется, особо НЕТ вне школы!... вернее, это позиционируется как нечто иное. развлечение и тп
а в школе - это на благо общему делу и еще потом для поступления в будущую школу часто важно. Прямо учитывается, ЧЕМ ты занимался, какие места занял и т.п.!! часто еще из-за этого

и у них не записаны ни в какие клубы только проблемные дети, которые ни с кем не ладят, стремаются, мучаются и т.п.
Вообще отсутствует такое поняти е- не хочу как все, я сам по себе - это типа они ХОТЯТ в клубы и ВСЕ ВМЕСТЕ шагать по просторам.. как-то так имхо

Из-за работы и чересчур активного отдыха в праздники эпопею про школу закончить пока не смогла, но обязательно к ней вернусь!
В принципе, есть право не ходить в клубы. Сейчас, по крайней мере - в последнее время стало чуть посвободнее. Но фишка в том, что участие в школьной внеклассной деятельности оценивается, и отражается в табеле за три года средней школы. А при поступлении в старшую школу (последние три года школьного обучения) эти оценки учитываются. Т.е. не участвующий в клубах ученик сам себе добровольно занижает итоговую отметку. Это может быть критично, если ребенок собирается поступать в хорошую муниципальную школу (частные школы придают большее значение результатам вступительных экзаменов и меньшее табелю).
Кто-то готов поступиться оценкой - у дочки в классе есть несколько детей, которые в клубы не записались, а решили продолжать заниматься видом спорта, в котором они уже достигли успеха, а клуба такого в школе нет. Один мальчик, например, занимается кендо где-то в муниципальной секции, девочка - карате на довольно высоком уровне, дети подруги - художественной гимнастикой. Мне говорили, что если ребенок занимает высокие места в соревнованиях, можно добиться от школы признания заслуг и отражения их в табеле, но тут все, похоже, зависит от пробивной способности родителей и позиции школы по этому вопросу.

о хор, интересно. Я сначала билась в агонии и коллапсировала из-за их клубов - как же так, нет выходных, все под контролем школы, стадно и тп
сейчас немного успокоилась... Хотя не знаю.
Может это и хорошо, что в школе рядом все есть, никуда особо не надо ездить на занятия.. Но этот тоталитаризм... И отсутствие выходных - как они до этого дошли и действительно ли это просто школа взращивания 社畜?。。

Еще интересно, если постоянно учителя меняются, то как поддерживается хороший уровень хора?.. или просто туда приходят ХОРОШИЕ ученики?..

хахха плакат упал))!!

Вот, кстати, мне тоже было интересно, как поддерживают уровень хора. Я даже поговорила с его руководителем - после уроков задержалась посмотреть кабинет, и как раз он зашел. Ларчик просто открывался - он сказал, что работает в этой школе уже 10 лет, до пенсии ему осталось всего 4 года, и он надеется, что проведет их в нашей школе - "я все силы отдам этому хору".
Классный дядька, видно, что энтузиаст своего дела, и хороший преподаватель при этом. Не знаю, почему его не переводили все это время - может, потому, что в нашей школе в принципе больше ничего особенного нет, а за счет привлекательности хора и у школы хорошая репутация, и местный отдел образования это понимает и ценит. Средние семьи, которые при прочих равных условиях наверняка отдали бы детей в частные, соглашаются на нашу, потому что дети просятся, и таким образом вытягивают показатели района в целом.

В хор берут всех! Правда, в конкурсах удается поучаствовать не всем - перед ними дополнительное прослушивание устраивают.

А мне нравится. Чем то похоже на наши тут школы. И у нас тоже учителя прямо вот всё могут. И спорт и литературу.
Очень красиво поют! У вас совсем нет иностранцев в школах? Внешне все одинаковы.

А вот конечно внешне совсем другие. У меня Симка тоже в школьном хоре. Сегодня было выступление, но там как всегда полная демократия в нарядах. Главное, чтоб трусы не было видно. Вот такое условие!

Иностранцев практически нет. В лучшем случае один - максимум два - на параллель. У дочки в параллели как раз есть девочка, у которой папа то ли индиец, то ли пакистанец. И все.
Да, эти именно многое могут. Часто благодаря тому, что сами начинали как раз в таких клубах, а потом продолжили в университетах - там есть похожая система.
О, у наших с формой все очень строго! Тем более на конкурсах.
Сима у тебя все успевает :) молодец ребенок!

  • 1