?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
День открытых дверей
quizas
shurra

в средней школе прошел в субботу.
На подобные мероприятия в младшей школе (шесть лет обучения) ходила регулярно - раза три в год - в первые годы, но они вгоняли меня в такую депрессию, что последние пару лет появлялась на 1-2 урока, вместо полного дня, и то, если успевала.
Но в апреле началась средняя школа, и мне хотелось посмотреть, что там происходит.
Школа самая обычная, через дорогу от младшей.
В Японии вообще очень интересная система: с повышением ступени обучения увеличивается размер школы. Проще говоря, если в младшей (муниципальной) школе было 100 человек в параллели (разделенных на три класса), и ходили туда дети из ближайших микрорайонов (здесь считается, что в младшую школу дети должны ходить пешком), а в радиусе 30 минут хода детским шагом у нас три школы, то в среднюю собираются дети из этих трех школ, и в одной параллели уже 300 человек в 8 классах. Соответственно, в старшей (муниципальной) школе (последние три года обучения) собирают детей из нескольких средних школ. Правда, на этом этапе обучения многие уходят в частные школы, так что старшие хоть и многочисленны, но не настолько.
Раньше в среднюю школу нужно было идти по месту жительства (если только ребенок не уходил в частную), но с недавних пор среднюю школу разрешили выбирать. В то же время школы обязаны принимать детей по месту жительства в первую очередь, а на остальные места сиблингов, а потом уже и всех желающих.
На собрании директор сказал, что в Анютиной школе свободных мест не было, и взяли только родственников. Иначе говоря, практически все дети, приписанные к нашей школе пошли именно в нее, а не в частные. И действительно, из дочкиной параллели сдали экзамены и ушли в частные буквально несколько человек, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
Я удивилась такой популярности обычной дворовой школы, но всезнающие мамы (у которых в среднем по 2-3 детей) объяснили, что, во-первых, школа считается относительно неплохой, а во-вторых, у нее есть одно преимущество перед другими муниципальными нашего городка (про него напишу позже).
Школа старая, но не выглядит настолько обшарпанной, как младшая. Ну или мне так показалось.

Продолжение следует...

Tags:


  • 1
О, очень похоже на нас, только как-то звучит в твоем рассказе без ажиотажа! :-)) Тут дом покупается, обложившись школьными отчетами (в проспекте дома первым делом пишут, что 'дом с тремя спальнями в catchment area такой-то школы!), снимают фальшивое второе жилье - муниципалитет высылает шпионов проверять и т.д. В Англии тоже бывает три ступени, а у нас всегда только две - несколько 'feeder' начальных школ переходят в одну старшую и пойти куда-то еще - борьба за места. (частно в среднем 7% детей учится, у нас в городе - 25%).

Очень интересно читать как у вас устроено, пиши дальше, пожалуйста!

Ну да :) я не очень довольна, а если сравнивать с вашими, то вообще начинаю паниковать :)

Когда начала писать, посмотрела последнюю статистику - в частные в среднем уходит после начальной около 12-14 процентов в Большом Токио и 9 процентов в Кансае (регион Осака-Кобе-Киото). Цифра вроде небольшая, но если смотреть разбивку по районам Большого Токио, разница гигантская - в центральных жилых районах до 50 процентов детей (!) идут в частные или несколько государственных хороших (элитных) школ. В обеспеченных районах около 30 процентов. Чтобы уйти в эти хорошие школы, дети класса со второго-третьего занимаются после школы обычной еще и в дополнительной - сначала по 2-3 дня в неделю по паре часов, потом дольше и чаще. Плюс дополнительные занятия все каникулы. Ну и стоит это немало. В общем, считается, что после начальной школы уходит в этот сегмент вполне определенный тип детей - усидчивый, аккуратный, целеустремленный (не обязательно самый умный, кстати), но готовый много сидеть и заниматься. Если ребенок хочет заниматься спортом, или общителен, или не слишком усидчив - он просто не выдержит такой нагрузки. Ну и мама должна быть всегда рядом - отслеживать прогресс, держать связь с дополнительной школой, готовить обеды с собой. Считается, что работающей маме сложно столько сил и времени вложить в этот проект.



Edited at 2014-04-29 09:18 am (UTC)

Как я понимаю, у нас тут на выселках все как-то очень мягко проходит. То есть да, у старшего был экзамен в частную школу (он поступал в последний класс началки), там был конкурс много человек на место - но, в целом, насколько я понимаю, большинство поступает без репетиторов и упорных занятий. Но юге-же, особенно в самые престижные частные школы родители бьются не на жизнь, а на смерть - с репетиторами с детского сада.

Правда, у них еще есть опция grammar schools - у нас ее нет. Или частно, или гос. Среди промежуточных вариантов только католики :).

Из парадоксов британского частного образования (ну я об этом сто раз писала) - спорт как раз очень в почете, они активно дают стипендии (scholarships) за спорт и вообще, чем лучше у школы академические результаты, тем больше спорта.

А у вас есть скидки (bursaries) интересно? Потому что тут реально до 100% дают скидки в частные школы детям из небогатых семей старше 11 лет, если те прошли экзамены. По моим наблюдениям неработающие мамы преимущественно как раз у тех, кто идет в частную школу с 3 лет и никаких экзаменов не сдает. Ну, просто у людей есть деньги и так :)))). А вот у тех, кто поступает позже (основные точки - в последний класс началки или в первый класс старшей) - там процент нормальных людей семей с двумя работающими родителями куда выше.

Я по частям буду отвечать, а то столько мыслей сразу на маленький экран выкладывать неудобно :)

Помню про ваши экзамены, да. Меня такой подход поразил :) но если он действительно распространен, то для себя я объясняю это тем, что ваши частные школы ждут принципиально иной тип ученика - не трудолюбивого и старательного, который берет усердием, а умного, или сообразительного, развитого или имеющего способности выше среднего в какой-то из областей. Можно, наверное, делать далеко идущие выводы об обществе в целом, и тп, но я этим заниматься сейчас не хочу.
С другой стороны, мой взгляд на японское дополнительное образование - взгляд абсолютно со стороны. Я поняла, что этот путь не для нас и занятия не форсировала, поэтому не могу сказать, чем именно и как подробно занимаются, например, в дополнительной школе. Знаю, что они изучают темы, которых нет в школьной программе вообще, где-то учат на опережение школьную программу, решают по много раз (!) экзаменационные задачи выбранных школ (обычно рано выбирают школу и к ней готовятся). Но я честно не понимаю, ЧТО можно учить столько лет школьнику - они же не в универ готовятся. Читала во всяких умных журналах, что вероятность поступления напрямую связана с количеством проведенного за учебниками времени. С другой стороны, мне говорили, что дети без дополнительной подготовки вообще не понимают и не могут решить, например, экзаменационные задачи по математике, поскольку они мало связаны с тем, что они проходят в школе. Скажем, в школе упор больше на механику - примеры, задачи попроще. Экзаменационные - с условием на поллиста и всякими хитрыми подходами. Те требования очень далеко отстоят от стандартной программы.

Блин, на что же тогда нацелено обучение?!
То есть, учеба ради экзаменов мне тоже не близка, но ведь это совсем маразм!

Не поняла, к какой части моей монографии обращен этот эмоциональный всплеск? :))
Что именно маразм? С некоторой точки зрения это очень хороший путь - дан шанс детям хоть и не блестящим, но твердым середнячкам и особенно тем, кто чуть выше среднего. Только занимайся! И попадешь в хорошую школу. Оттуда, работая день и ночь (готовятся в универ допоздна) имеешь прекрасный шанс попасть в хороший универ. А дальше, почти автоматом, в госслужащие или крупную компанию. По накатанной можно двигаться, почти нет рисков. Я бы сказала, что это как раз учеба ради экзаменов.

Вот, кстати, про католиков мне интересно. Когда-то еще в советское время я ездила по обмену в Англию, и там была как раз католическая школа для девочек. Мне тогда это странным не показалось, потому что изучаемая нами тогда история религии мало уделяла времени, да и вообще я не умела знания к жизни применять :), а ведь страна-то не католическая! Девочки там учились из очень разных слоев общества, но как они там оказались, я до сих пор не очень понимаю.

Я знаю иудеев и мусульман, у которых дети учатся в католической школе... :)) Религиозная часть им не мешает, а обучение лучше. Их основное отличие, что как и grammar - они не настолько узко территориальные, как обычные гос.школы, то есть в них можно попасть, не живя по "правильному" адресу.

На практике обычно они по результатам лучше просто гос. школ, но несколько хуже частных. Собственно, у остальных церквей тоже есть свои школы - отличаются опять же получше результатами.

Да, девочка моя черти откуда ездила автобусами (а ходили они ужасно! Раз в 30-40 минут и с опозданиями при этом).
Точно, там индианки учились! Сейчас вспомнила.
И католическая составляющая им совсем не мешала, хотя молитвы были...

Здесь спорт в почете, и да, он может пригодиться при поступлении в вуз, но тогда это действительно очень высокий уровень, и школа фактически будет специализироваться на спорте. Есть тут известные школы, чьи бейсбольные команды занимают высокие места на соревнованиях, но академическими успехами при этом они не блещут. Или - или.
Вот племянника мужа как раз хотят поступать в школу следующей ступени "по спортивной части", потому что академические успехи, увы...

*Насколько мне известно* скидок нет. Люди, которые не могут оплатить частную школу, туда просто не поступают. Надо же платить за вступительный экзамен, форма, то-се. Дополнительные поборы.
В общем, частная школа - это еще и некая гарантия элитарности образования, особенно для девочек, у которых одна цель в жизни :) поэтому, например, уровнем выше (в старшей школе) много платных частных школ, которые, собственно, и академическими результатами не блещут, однако имеют стабильный приток учениц, родителям которых важно не чтобы дочь поступила в хороший вуз, а чтобы она не якшалась, пардон, со всяким сбродом, говорила правильно и красиво, не гуляла где попало, имела поменьше свободного времени и тп.

А про уровень школы я слышу здесь часто, но (не знаю, как у вас) здесь есть один нюанс. Учителя тут - государственные служащие с обязательной ротацией, нанимает их государство, а не конкретная школа. Это значит, что коллектив в школе нестабилен - начиная с директора и кончая учителем музыки, максимально лет 5-7, а некоторые и короче. Думаю, что обычные учителя раз в 3-4 года школу меняют. Программа обязательная стандартизованная, так что уровень школы зависит, грубо говоря, не от того, что дают, а от того, кто и как "берет" - уровня учеников. Дети в "хороших" обеспеченных районах в целом больше ориентированы на учебу и достижение результата, родители тоже требовательны - ну, это везде так. Те, хороший умный ребенок здесь не пропадет и в самой обычной школе, на среднего ученика - ну, может повлиять атмосфера хорошей школы. Но какого-то индивидуального подхода потому, что школа "хорошая" здесь не дождешься. И учителя не будут сильнее, и программа та же. Максимум, что я знаю - в центральных районах Токио был какой-то дополнительный бюджет на английский, его вводили с первого или второго класса - но тоже на уровне игр один-два урока в неделю без какой-либо специальной программы.

Ха-ха-ха, про иностранные языки.. Не лей мне чай на спину. То есть наши как бы учат в частной школе со второго класса. К 10му могут посчитать до 10. Про гос.школы и говорить не приходится. Западло великим империям глупостями заниматься. Иностранный язык нормально учат в университете лингвисты. А остальным не нужно. ПрЫнца изрядно обсмеяли в Канаде, когда он там речь по-французски говорил - а мальчик таки Итон закончил, as good as it gets..

Я прослушала урок английского в школе и немного посмотрела их учебники - теперь много могу напеть на эту тему :)) не буду сейчас отвлекаться, английский на следующий пост оставлю :)

Расскажи, меня эта тема тоже очень беспокоит.

  • 1