?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Сделайте мне красиво - викторианские эстеты
quizas
shurra

Бывает ли так, что вы идете за одним, а неожиданно открываете для себя что-то совсем другое?


В прошлое воскресенье я воспользовалась случаем - Анна хотела в кино - и отправилась в одиночестве на выставку, билет на которую был куплен очень заранее - почти за полгода (так задолго я даже путешествия за границу не планирую).
Выставка "Британский эстетизм" проходит сейчас в музее "Мицубиси ити-гокан", о сложной истории которого я подробно писала здесь.

Причем эта выставка явно приурочена к другой, очень представительной, прерафаэлитов, которая тоже сейчас находится в Токио. Некоторые имена представлены на обеих, хотя в Мицубиси заявлены в основном экспонаты из лондонского музея Альберта и Виктории, а прерафаэлиты были большей частью из Тейт.
Так что я ожидала "продолжения банкета", разве что с упором на декоративно-прикладное искусство. А получила гораздо больше!

Предтечей нынешней токийской выставки была другая, прошедшая сначала в музее Альберта и Виктории в 2011 году под названием "The Cult of Beauty: The Victorian Avant-Garde, 1860–1900", а потом показанная в музее Орсэ в Париже и в Сан-Франциско.
Про отличия или сходство оригинальной выставки с токийской было сказано очень невнятно, что обе уникальны, и т.п. Судя по отзывам в Сети, в Европе и Америке показали больше картин, а вот декоративно-прикладная часть была практически идентична. Так что токийскую выставку действительно можно считать уникальной хотя бы потому, что впервые на Востоке оказался так полно представлен эстетизм в разных его проявлениях - и в "высоком" изобразительном, и в повседневном - декоративном - искусстве.

Эстетизм - его сторонники декларировали ценность искусства ради искусства и считали, что оно должно в первую очередь приносить эстетическое удовольствие, радовать взгляд, а не учить чему-либо.

Начало движению положили пре-рафаэлиты с их гимном чувственной женской красоте.

Россетти Любовная чаша

(Картин Россетти было немного, но я этому только порадовалась - от широколицых рыжеволосых женщин с тяжелой нижней челюстью, мрачно-вызывающе смотрящих на зрителя, быстро устаешь) .

Но не только прерафаэлиты отметились в жанре "бессюжетная картина с чувственной героиней". Более традиционный Фредерик Лейтон с его Павонией, написанной с римской натурщицы Ла Нанны, произвел фурор в Лондоне.

("Лейтон, в отличие от Россетти, не имел обыкновения вступать в близкие отношения со своими моделями, так что восхищение красотой Ла Нанны является чисто эстетическим" - подчеркнуто в пояснениях к картине).

Джордж Фредерик Уоттс - Девушка с павлиньим пером

(Без пояснений о характере отношений модели и художника)

Один из любимых эстетами символов - павлин, природная "красота ради красоты". Их на выставке было много.

Наслаждение доставляют и роскошные цвета, как у Бёрн-Джонса.

Сад Гесперид


Разочаровавшись в окружающей действительности, эстеты увлекались удаленными от викторианской Англии культурами.

Удаленными, во-первых, во времени - отсюда интерес к античной Греция и девы в греческих туниках Альберта Мура


У каждой картины своя, очень интересная и необычная для того времени, цветовая гамма


Midsummer


Про эти картины было метко сказано в рецензии на лондонскую выставку "In Aesthetic painting, the dominant mood is of a lassitude so heavy that it borders on the comatose. Albert Moore’s orange-clad Grecians, stunned by the heat of the sun, fan themselves or collapse decorously in a heap."

И эллинистические мотивы в предметах домашнего декора:

Кресло художника и дизайнера Лоуренса Альма-Тадема


Звериные лапы! Лебединые шеи! Потрясающая инкрустация на спинке! Не знаю, удобно ли на нем сидеть, но любоваться можно бесконечно. Жаль, что кресло нельзя было обойти по кругу - я чуть шею не сломала, пытаясь разглядеть узоры из перламутра на спинке.


Художник-академист, чрезвычайно дотошный в деталях, Альма-Тадема делал много зарисовок в музеях и современники даже критиковали его за излишнюю педантичность, называя картины "каталогами римской жизни".
Особенно преуспел он в изображении материалов, за что получил прозвище "marbelous painter".

Одна из многих его картин на псевдо-римские темы.


Альма-Тадема был одним из самых успешных художников-викторианцев, а в начале 20-го века о нем почти забыли, и картины можно было купить за пару сотен фунтов - мода изменчива. Однако о них помнили художники-декораторы - картины Альма-Тадема использовались как основа декораций во многих современных фильмах, например, в "Гладиаторе" и даже в "Нарнии" - при разработке интерьеров замка Кэр-Паравель. Сейчас они снова стоят миллионы, и большинство находится в частных коллекциях.

***

Эстеты интересовались культурами, удаленными не только во времени, но и в пространстве - именно на этот период приходится повальное увлечение востоком, особенно китайским фарфором и жапонизмом - и на континенте, и в Англии.

Англо-жапонизм - устоявшийся термин.

На выставке было представлено несколько картин - европейские дамы с японскими веерами на фоне японских же ширм и китайских ваз. А также несколько ваз, посуда и мебель чисто английских, но в "японском" стиле.

И это тоже он - англо-жапонизм!

Времена года - кабинет работы дизайнера и архитектора Эдварда Годвина (того самого, который впоследствии сотрудничал с компанией Либерти).

Если непонятно, при чем тут Япония, следует внимательно посмотреть на дверцы. Окно в форме перевёрнутого колокола - эта пришедшая в Японию через Китай вместе с буддизмом деталь индийской архитектуры (!) распространилась очень широко по всей Японии и была принята не только в буддистских, но и в синтоистских храмах, и в светской архитектуре. И верх проема в виде стилизованных "языков пламени" - чисто японский прием.


(Киото, Чужое фото из сети)


Наконец, столик работы того же Годвина - один из первых "кофейных столиков" в мире.

Это сейчас такое в каждом магазине стоит, а тогда, на фоне добротной и тяжелой викторианской мебели, легконогое кружевное создание потрясло всех.
И даже вдохновило художников:
Обри Бердслей, иллюстрации к Саломее

Да и сама концепция ДОМА, интерьера изменилась - эстеты считали, что дом должен быть изысканным, элегантным, услаждать взгляд гармоничным подбором цветов, предметов и стилей, т.е. быть "The House Beautiful". И отражать характер и эстетические предпочтения хозяев.

Леди и ее "house beautiful"


В образцы стиля художники превращали собственные жилища.

Лоуренс Альма-Тадема посвятил несколько лет устройству и дизайну собственного дома.


Акварель, написанная его дочерью Анной, тоже художницей, изображающая кабинет в доме художника - Таунсенд-хаусе. Анна была еще подростком в момент создания картины). Акварель невероятно сочная, яркая, просто притягивает взгляд.

Снова Анна и Таунсенд-хаус

Проект гостиной частного дома, автор Джордж Этчисон


И деталь эскиза фриза


Англо-японская гостиная Эдварда Годвина


А для тех, кто не мог заказать дизайн своего особняка известному художнику, начали издаваться журналы и книги по интерьеру - вторая половина 19-го века как раз отмечена бумом изданий об организации жилого пространства в соответствии с последними художественными веяниями. Именно оттуда, из Англии 19-го века, растут многие идеи и принципы современного дизайна.

Эстеты считали, что красота должна иметь место и в повседневной жизни, причем не только для высших слоев общества.


Появилась и мода для масс-маркета - обои Альберта Сильвера, созданные для фирмы Либерти


- до сих пор один из самых популярных узоров.

Цветочные природные мотивы и насыщенные цвета Уильяма Морриса


Он же, обои "Подсолнухи" - еще один излюбленный символ эстетов.


Одежда - эстеты предлагали свободные, струящиеся одежды, не скрывающие формы тела. В эпоху корсетов это можно было считать вызовом обществу. И некоторые дамы - в основном богатейшая буржуазия - даже соглашались такое носить. Или, по крайней мере, в этом позировать.


И, наконец, то, ради чего пост был написан...


Эскиз домашних туфель Бёрн-Джонса. Любимые эстетами лилии - символ женской красоты и изящества. Смотрела на них и думала, что это столь же прекрасно в своем роде, сколь и мадонны Рафаэля. "Я девочка, я не хочу ничего решать..." И что в этом плохого?

Эстеты отметились и в книгопечатании - как и для ДОМА, для книги тоже предлагался идеал "the book beautiful". В 1890-х Уильям Моррис организовал частное издательство Kelmscott Press, но и до него уже были книги, оформленные Уолтером Крейном


и иллюстрации Бердслея, конечно.


Ювелирные украшения, в которых главное не цена материалов, а идея и стиль



И, наконец, отношение общества к движению эстетов - на выставке можно было посмотреть карикатуры из Панча и сатирические открытки.

Эспонат, который, к сожалению, не выставлялся в Токио.


Чайник-"эстет".

Чайничек этот с сюрпризом - с обратной стороны он выглядит так:

***

А все вместе было просто чудесно.

Возможно, на этой выставке не было шедевров, но благодаря ей у меня сложилась общая картина, в которой свое место заняли прерафаэлиты, Уистлер, жапонизм, совсем неизвестный ранее Альма-Тадема и малознакомый Мур, любимый стиль Либерти, прекрасный Уильям Моррис и холодный Уолтер Крэйн. Как разные грани одного кристалла.

Tags:

  • 1
О, я видела эту выставку в V&A. Она прекрасна!!

Здорово! Завидую :)) А я каждый вечер разглядываю купленный там шикарный каталог и борюсь с желанием пойти еще раз :) - музей далеко, а свободного времени мало.
В Токио выставка была компактнее, почти не было Уистлера, и воссозданных комнат Россетти. Но все равно информации море!

ух ты, как интересно, спасибо. действительно, многое становится на свои места.

Я еще кое-чего добавила, а то вчера в полусне забыла про некоторые важные моменты.
Мне тоже невероятно интересно было - никогда не представляла эти течения в комплексе. Вроде и не шедевры каждый по отдельности, но огромный пласт истории и культуры. Очень рада была, что сходила.

  • 1