?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Заглянуть в прошлое - Цукидзи и музей истории Эдо-Токио
quizas
shurra
Лет семь назад мы с mckuroske
гуляли в районе знаменитого токийского рыбного рынка Цукидзи. Сам рынок оптовый, торги проходят очень рано утром, так что нашей целью тогда было не посмотреть рынок, а поесть свежайшей рыбки. Цель была достигнута, а чтобы мужу не было обидно слушать наши рассказы, я тогда купила ему набор суси в подарок. Полдня мы потом гуляли с подругой, я еще домой ехала - мы в пригороде живем, - так что большой радости от пюре со вкусом рыбы, в которое превратился мой подарок, я не ожидала. И тем не менее, супруг был счастлив и долго вспоминал, как было вкусно! (Подозреваю, что на него магическое действие произвело название "Цукидзи", а не реальный вкус.) Вспоминал и говорил, что надо бы съездить туда еще раз всей семьей.

И вот в прошлое воскресенье у нас с мужем, наконец, совпали выходные и было решено поехать на Цукидзи. Так как просто поесть и вернуться - скучно, а совсем недалеко от Цукидзи находится музей, в который мы давно собирались, решили сначала пойти на рынок, а потом в музей.
До Цукидзи доехали быстро - машин на скоростных дорогах в город в воскресенье мало. Но вышли из здания парковки и обомлели. Толпы! В воскресенье, в центре города!

Натуральная демонстрация желающих вкусить даров моря.
Тут же продавали на развес сушеные волокна каких-то морских гадов (подозреваю, что кальмаров)



А рядом стояла очередь тех, кому не терпелось что-то слопать прям сразу

Стояли они к сурьезному мужичку, который на портативной горелке жарил морских гребешков прямо в раковинах, добавлял туда, как в тарелку, деликатесного морского ежа, а завершал эту оду гурманам пирамиду хорошим куском крабового мяса. Вместо морского гребешка можно было выбрать свежую устрицу.

Мне страшно захотелось устриц, но решили не размениваться по мелочам и сначала поесть как следует. (Надо ли говорить, что мы так объелись в сусечной, что потом было уже не до устриц?)
Углубились в один из переулков.

Вообще, Цукидзи ("насыпные земли", ибо до 17 века здесь было море) - это название всего района. Собственно оптовый рынок (внутренний рынок) закрыт для обычных посетителей (кроме определенного промежутка времени, и количество людей тоже ограничено), а вот прилегающий к нему район (внешний рынок) весь состоит из небольших магазинчиков, которые торгуют в розницу свежими продуктами и всяким побочным товаром, и ресторанов. Эти магазинчики тоже заканчивают работать рано, чуть позже оптового рынка, и тем более многие закрыты в выходные, когда открыты в основном только ресторанчики.
Внешний рынок - это фактически квадрат со стороной меньше километра, с парой улиц, проходящих насквозь и бесчисленным количеством щелеобразных переулков и тупиков, в которых прячутся крошечные забегаловки.
Те, что выходят на улицы, выглядят очень приятно.

Или так

Но много и таких

Где разделка рыбы, там и...

Холодное оружие внушительных размеров (хороша витрина на заднем плане с ножами в рост человека)

И тут же продают соленья-маринады, которые можно попробовать

Некоторые рыбные магазины еще работали, но их было мало

В некоторые рестораны очередь, а другие пусты, и зазывалы безуспешно пытаются привлечь посетителей.

Как и с любым рестораном, считается, что отнюдь не все на Цукидзи вкусно. Точнее, туристу, скорее всего, на вкус они покажутся одинаковыми... Но ведь и среди хорошего всегда можно выбрать лучшее.
Кайтен-дзуси там тоже есть, но их немного. В эту была очередь снаружи

Мы же хотели суси, "которые не крутятся", поэтому встали в другую очередь - накануне я прошерстила интернет и выяснила, что в средней ценовой категории этот ресторан имеет неплохую репутацию

Набор из разных частей тушки голубого тунца 3000 тыс (30 уе), столько же набор разных видов рыбы.

Вошли и пожалели - это оказался большой ресторан, который даже успел открыть несколько филиалов за пределами Цукидзи, а хотелось чего-то более камерного. И места у прилавка, где можно заказывать прямо мастеру, нам не досталось :( Но это было, пожалуй, единственным разочарованием дня.

Выбор

Сначала "красное мясо" - тот самый тунец.

Ближние справа - жирненькое о-торо, тающее во рту. Дальше справа - среднее торо, ближнее слева - нежирное мясо, но тоже потрясающе вкусное. Слева в глубине - чуть опаленное на огне, а в центре бесформенная мякоть.
Затем заказали "беленькое", которое в основном выбирал муж. Мое - белое в центре (энгава - мускулистая часть рыбы, чаще камбалы, к которой крепится плавник), морской гребешок, опять "паленый" тунец и морской окунь. Где-то во втором ряду от меня должна быть скумбрия и ставрида.

По второму кругу - вернулись к тунцу, кажется, опять ставрида и морской еж.

Мой супчик - мисо на рыбном бульоне

Анна была в этот день в плохом настроении и провозгласила, что рыбу не ест. Пришлось ей взять суси с яйцом, огурцом и несладкий пудинг-тяванмуси. Правда, к концу она немного смилостивилась и поела у меня рыбы и запила супом.
Все вместе обошлось нам в 13 тыс иен, те около 130 уе. Свое пиво я едва осилила, и выползла из-за стола с трудом, булькая и вздыхая, как тот водяной.
Муж утверждал, что тоже объелся, что не помешало ему застрять у скромного прилавка.

Китовое мясо в разных видах. Жаренное во фритюре - в панировке из сухариков на палочке, панированное в крахмале - в стакане.
Сейчас китовое мясо стало редкостью, а после войны, когда с продовольствием было плохо, его часто включали в меню школьных завтраков. Японцы 50-60-ти лет на нем выросли. А вот следующему поколению (как раз мужа) уже не досталось. Я попробовала у него кусочек - необычный вкус, среднее между говядиной и рыбой, но без сильного рыбного привкуса.
Рядом с лотком "на вынос" прилеплена вывеска с надписью от руки "столики в глубине".

Не слишком опрятная щель, неужели в таком месте бывают посетители?
Еще как бывают!

Пол - просто асфальт, меню - написанное от руки, посетители - завсегдатаи, которых не смутят коробки из-под товара и горы стульев.
И в другой щели тоже толпился народ - очередь!

А в третьей виднелись вывески по меньшей мере пяти таких же крошечных заведений.

И везде стены почти сплошь заклеены меню, написанными от руки. Это то, что с первого взгляда не понравилось мне в том большом ресторане, где мы обедали - там было только напечатанное меню и голые стены. В маленьких же ресторанчиках-сусечных меню обязательно зависит от улова - сегодня удалось урвать дешевые устрицы из Матоя, вчера - скумбрию из Мацува, - все дополнительное пишется от руки и вешается на стену. И посетитель в первую очередь смотрит этот сезонный, самый свежий и вкусный товар, а потом уже стандартное меню.

Глядя на закрытые жалюзи, можно подумать, что квартал наполовину мертв. Но это не так. Воскресенье, вторая половина дня - большая часть магазинчиков просто уже закрылась.
Вот куда хотелось бы зайти в следующий раз - крохотный ресторан, где посетители сидят лицом к лицу с хозяином.

Не отрываясь от основной работы - нарезки рыбы и формования рисовой основы, он успевает следить за чаем в чашках, слушать разговоры посетителей и советовать им что-то, иногда посмеивается про себя и обязательно поблагодарит на прощание и поприветствует вновь пришедших.
Японцы, как известно, помимо европейского календаря пользуются своим, основанным на годах правления императоров. Сейчас идет эпоха Хэйсэй - началась она в 1989 году, а до этого была эпоха Сёва. На нее пришлись и война, и послевоенное восстановление страны, и период экономического подъема. Шумный, грязноватый, но живой и энергичный, - внешний рынок Цукидзи олицетворяет собой эту эпоху, в противовес стерильной и депрессивной эпохе Хэйсэй.
Не знаю, когда мы соберемся на Цукидзи снова, но вполне возможно, что этих щелей и самодельных магазинчиков мы уже не застанем - рынок Цукидзи давно решено перенести на другое место, расширить и зачистить. До олимпиады в Токио в нынешнем виде он, скорее всего, не доживет.
А мы направились в то место, где со временем, возможно, появится экспонат "прилавок рыбного магазина эпохи Сёва" - в музей истории Эдо-Токио.

(Фото с сайта музея)
Вход там аж на 6-м этаже, и сверху можно посмотреть на панорамы района Рёгоку.

При входе попадаешь *на* мост (копию старого моста Нихон-баси), а не "под", - я не сообразила сразу снять.

Музей громадный - с копиями старинных зданий и отдельных помещений, замечательными макетами и океаном информации об истории города, его устройстве и жизни в разные эпохи.

Много интерактивных экспонатов - можно попытаться поднять сундучок кассира

Заглянуть в старый мануфактурный магазин, с которого началась корпорация Мицуи,

Заглянуть не всегда можно, а только когда опускается занавес

Поинтересоваться, как выглядел магазин- предвестник нынешних книжных

Поднять тару, в которой носили один драгоценный продукт

Полюбоваться сценой, на которой воссозданы костюмы из знаменитого спектакля кабуки "Сукэроку"

Да и на сам театр посмотреть

В этом музее есть одна замечательная услуга - на входе можно попросить гида- волонтера, причем бесплатно. Конечно, все зависит от человека, но те, которых я послушала, притулившись сбоку, были великолепны. Причем они работали индивидуально, с отдельными семьями и посетителями, ведя диалог, а не монолог. Я слушала объяснения на японском, но водят экскурсии и на иностранных языках.
Копия здания газеты Асахи

Задача - собрать паззл

Миниатюрная копия павильона Рокумэйкан, в котором в конце 19 века проводились балы по европейскому образцу.

Освещение меняется - вечер, стук копыт - к дверям подкатывают коляски, звучит музыка

Кружатся пары в европейских костюмах

И еще одно здание, спроектированное тем же архитектором, что и Рокумэйкан, Джосайей Кондером, - православный собор Никорай-до. В толпе многие удивлялись - они не знали, что в Токио вообще есть такой собор.

Модель европейской застройки Гиндзы

Копии разных зданий конца эпохи Тайсё- начала эпохи Сёва.

Дом простых горожан

Причудливая смесь японского и европейского - над этим зданием поработал архитектор

И где-то в конце экспозиции - Токио на пороге олимпиады.

В этом музее очень информативные таблички, и у многих экспонатов английский вариант так же подробен, как и японский. Лишь в одном месте я обратила внимание на неприятную мелочь - где английский вариант честно признавал, что после Большого землетрясения в Канто 1923 года в условиях недостатка информации распространялись разные слухи, которые вызвали беспорядки и привели к массовым убийствам корейцев, живших в Токио, а японский вариант стыдливо писал про "массовые убийства на национальной почве", не упоминая персонально корейцев.
Но во всем прочем он, по-моему, близок к идеалу: чрезвычайно наглядно показан очень высокий уровень того, что сейчас называют городским планированием - проработанная до мелочей система водоснабжения, канализации, утилизации отходов, которая была налажена уже в 17 веке в одном из самых крупных городов мира.
Одно дело знать про Ёсивару, а другое - видеть диаграмму с соотношением мужского и женского населения, где мужское - и отнюдь не старики беспомощные, а рабочие и военные, - чуть ли не на треть превышает женское, и тут же можно посмотреть модели кварталов, в которых жили и маялись от безделья в мирном Эдо эти самые самураи, а рядом подробности жизни женщин в Ёсиваре - не только модели нарядных причесок, но и фото храма, где их хоронили по самому низшему разряду, как "неизвестных и безродных" покойников.
И так во всем - история замка Эдо, градоустройство, книгоиздание...
Эпоху Эдо я посмотрела довольно подробно, а на Токио меня не хватило, только взглянула еще раз на стенд, посвященный бомбежкам Токио во время войны. Как неоднозначна история, и как же важно ее знать без купюр...

Зато мы с Анной еще успели пробежать по временной выставке, посвященной 53-м станциям Токайдо, а потом всей семьей посмотрели грандиозную выставку укиё-э, которая проходит сейчас в музее.
Увидели не только знаменитые вещи, но и менее известные.
Одна из многих, у которых я надолго остановилась:
Влюбленные в заснеженном саду Судзуки Харунобу

Ни одна репродукция не передает нежности и воздушности оригинала, не говоря уж о том, что одежда обоих влюбленных вовсе не однотонная, как на картинках, а с очень тонким набивным рисунком.
Там были и Хокусай, Сяраку и прочие, вплоть до конца 19 века - все этапы развития техники.
Очень насыщенный получился день...


  • 1
*рыдает* каких семь?! Девять! ДЕВЯТЬ лет я не ела свежей рыбки на цукидзи. а в музее и вовсе не была.

Да, значит, правильно я сначала думала - ездили, когда Анне было три года. Это же в тот раз мы и в Киото собрались?
Приезжай :) накормим и в музей сводим.

Угу. Я просто дважды в 2005 приезжала: зимой и осенью. Киото был осенью. Цукидзи, возможно, зимой - можно посмотреть по тэгу.

Угу, мои дети уже планируют, так что ожидайте.

Да, мы ж тогда в Хама-Рикю ходили и цвела слива? Как раз январь-февраль.
Про два раза я забыла.
Детям тоько дай попланировать :) Анна то в Италию, то снова в Лондон собирается :))

Да-да. Макс внезапно вошел во вкус: сначала планировал пересадку в Риме (очень расстроился, что не вышло). Теперь вот про Японию задумался. Я его напугала долгим перелетом, но он все обдумал и решил, что 10 часов - это не страшно: "Я посплю, поиграю, порисую, еще посплю... может быть... Так десять часов и пройдут".

Ох, спасибо за пост! В музее я была три года назад, нам инотдел Васеды экскурсию туда организовал - уходить оттуда прямо не хотелось. Надо бы ещё собраться как-нибудь.

В сусях у меня красные рыбы - фавориты! Вон та тарелка с тунцами у меня сразу вызвала слюноотделение, хотя я только что плотненько позавтракала)
Я люблю сеть Эдокко суши в районе Канды, и у них 16 числа каждого месяца тунец за полцены (то-ро:)
Очень люблю сидеть за стойкой! Мой обычный заказ : о-торо, тю-торо, лосось, хотатэ, ама-эби. Всего по два обычно. Иногда вместо креветки омлет или хамачи/кампачи.
Завтра сходить штоле?...

Я собираюсь в этот музей еще как минимум дважды в ближайшее время - в первых числах и в конце марта у них демонстрация Но и чего-то еще, уже и билеты купила :) и на выставку укиё-э еще раз хочется попасть в более спокойной обстановке , а она только до второго марта. Хуже всего, что нам туда ехать далеко - мы живем на ровно противоположном конце Токио. Общественным транспортом больше часа.
Мы ходили по музею четыре часа и этого катастрофически не хватило! Мы еще гида не брали (я чужих подслушивала), а они рассаазывают гораздо больше, чем на табличках написано. С гидом даже треть музея за раз посмотреть - уже хорошо.
Тунец был шикарный! Мы в последнее время заметили, что в правильных местах очень вкусное нежирное мясо тунца, и в этот раз специально его взяли - объедение!
И за стойкой я тоже люблю сидеть :) обычно мастера наши семейные разговоры слушают и прикалываются - это видно. А мне смешно это.
Лосось мы не заказывали, а вот креветки вроде ели. Почему их нет на фото?!
Сходить определенно!

И вот я живу не очень далеко от Цукидзи (прямо от дома ходит автобус - 15 минут), но туда редко доползаю... Пожалуй, ты мне идею подкинула, где пошляться завтра, пока не похолодало:)

О, завидую! Надо чуть раньше идти - мы были ровно в п

полдень, отсюда и толпы.

Не, я засоня! Особенно в выходные подрываться рано...нееее:)))
Я ближе к вечеру куда-то выползаю. Расслаблена близостью и шаговой доступностью. Ленива до чёртиков)

Съедят ведь все! :))
Я и сама поспать люблю. Только что вместе с таксой вылезли из теплой постельки :)

Ох, это ж какую силу воли надо иметь, чтобы вылезти из постельки, когда такса были под бочком))

Ещё про волонтёров - ты упомянула, что в музее есть. Когда мы были от универа, у нас подобрался интернациональный коллектив учёных-стажёров. К китайцам, корейцам и америкосам сразу приклеились волонтёры, и они все были счастливы. Я не очень люблю кучковаться с группой, так что иногда от англоязычной группы отбегала, меня пытались поймать волонтёры, интересовались родным языком. Сказали, у них есть и русскоговорящий, но в тот день он не вышел. Вот.

На сайте русского у них нет, и вообще я не слышала их волонтеров на других языках, так что слегка опасаюсь. Не думаю, что они будут так же свободно рассказывать, как японцы на японском.
Мне понравилось, что они даже группы не собирают, можно хоть индивидуально попросить. Я тоже в группе ходить не очень люблю, а когда небольшая компания - вполне. Я слушала немолодую женщину, которая водила семью с двумя девочками подросткового возраста - она явно подстраивалась под них, задавала вопросы, и рассказывала очень интересно, причем не заученными фразами, а довольно живенько и просто, без зауми.

Прекрасно - и еда эта (помираю, как хочу!..), и музей. Мне он тоже очень понравился...

  • 1