?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
О вещественной памяти
quizas
shurra

Недавно отошедшая в мир иной тетушка мужа была интересной женщиной. Умерла она в возрасте 92 лет, и три факта биографии отличали ее от других японок ее поколения: во-первых, всю жизнь она прожила в одиночестве, ибо так и не вышла замуж. В обществе, где цель жизни женщины - замужество, а смысл жизни - семья, одинокая женщина, живущая для себя, вызывает недоумение и даже порицание. Это сейчас десять процентов японок по прогнозам останутся в девицах на всю жизнь (официально, но и гражданских браков тоже немного), а для поколения тетушки их было лишь 2-3 процента.
Во-вторых, образование. В послевоенной Японии в университеты поступали меньше двух процентов женщин. У тетушки высших образований было два, да еще в необычном сочетании: юридического факультета университета Мейдзи (одного из небольшой группы самых старых и уважаемых университетов страны) и музыкального отделения токийского университета искусств - тоже одного из престижнейших вузов для музыкантов и художников. В крематорий свекровь привезла свой альбом фотографий: на одной молодая и красивая тетушка в нарядном платье кланяется со сцены после концерта, на другом, уже не такая молодая, в брюках и с каким-то тюрбаном на голове, улыбается в камеру, сидя на траве рядом с мужчиной, одетым по моде 70-х - "один из директоров известного издательства". Материальное положение - жила сначала с матерью, потом на полученное после матери наследство, - позволяло не работать от зари до зари, и тетушка просто подрабатывала: преподавала музыку частным образом и, на контрактной основе, в издательстве редактором.
А кроме того, сама писала и печаталась - эссе, повести. Какая-то из повестей даже была замечена и удостоена премии "для начинающих писательниц".
После смерти матери тетушка некоторое время жила с семьей брата - моего свекра. Потом она выпустила еще одну повесть, в героях которой можно было легко узнать семью моего мужа. Была, впрочем, добавлена небольшая деталь - главный герой, отец семейства, был изображен как натурализовавшийся кореец, тщательно скрывающий факт своего не японского происхождения от детей. Националист, относящийся к корейцам с презрением, свекр попросил сестру уехать из его дома и долгое время с ней не общался лично, впрочем, поддерживал ее финансово, когда наследство подошло к концу.
Несколько лет назад у нее началась старческая деменция, и свекр устроил ее в дом престарелых. Последние фотографии в альбоме были оттуда.
- У нее дома, должно быть, оставалось еще много ее собственных фотографий и памятных вещей? - спросила я у свекрови.
- О, вот такие стопки альбомов!
- Они у вас? Можно будет посмотреть?
- Да я все выбросила. - улыбнулась свекровь.


  • 1
так грустно.. от человека остался один альбом..
интересная тетушка..

Да и не ее собственный альбом, а свекрови, которая даже кровной родственницей не была. Все остальное пропало, все! А жизнь интересная и необычная, жаль, что даже памяти о ней толком не останется.

конец истории прям как в лучших образцах современного японского рассказа.

Угу, "в подражание Акутагаве..." И при этом чистая правда. А у меня в голове не укладывается, как можно. Вот именно что чужая душа - потемки.

А вы не задумывались перевести повести вашей тётушки на русский? Интересно было бы почитать «о семье брата», например.

Кстати, присоединяюсь к пожеланию:)

Непростая тётушка, так жалко, что не осталось больше фоток и вещей(

Да, и о ее личной жизни, понятное дело, никто ничего не знает. Трудно себе представить, как ей жилось в абсолютно патриархальной Японии, и о чем она думала, выводя родственников в виде героев :)

действительно, интересная жизнь. жаль, что такое отношение.

Ты отца Т. видела и можешь попытаться представить себе его гнев, когда он оказался описан как подпольный кореец :))
Я своим ушам не поверила, когда свекровь об этом сказала. И рада была, что Т. был одного со мной мнения, когда я ему этот разговор передала.

Даже не могу представить, зачем свекрови надо было бы хранить стопки альбомов, которые ей неинтересны. Они и так, как я поняла, при жизни много чего для нее сделали. И это гораздо ценнее альбомов.

А так да, кому-то это могло быть и интереснее, чем им...

Да, я понимаю такую логику. Можно еще добавить, что альбомы принадлежали человеку, который к тому же обманул доверие и (как кому-то может показаться) запятнал репутацию.
А с другой стороны, она близкая родственница, чьими успехами гордятся - потому что таких людей в Японии очень мало, для женщины того поколения - уникальные достижения. И свекровь ее зачем-то фотографировала доме престарелых - кстати, тетушка ее до конца узнавала (насколько это возможно), а брата - нет.
Разве мы храним только то, что сами лично знаем? Фото прабабки со скрипкой - оно же что-то значит для Анны, хотя они никогда не встречались. Выбросить и его? Но Анна по чужим рассказам о ней знает, и теперь может что-то представить, глядя на фото. А от тетушки у Анны останется одно главное воспоминание - как она кости в крематории перекладывала. Неправильно это.
Ну и муж тоже пожалел, что все пропало - у него таких сильных чувств к тетке не было (он маленький был, когда она с ними жила), но зато он помнит ее здоровой и разумной. Она была интересной женщиной.

иногда жалко, что нельзя ставить лайк - прочитал, интересно и долго думал, но что сказать, даже не знаю, слишком сложно, но мыслей вызвано было много

Да, слишком сложно, очень много эмоций.
Мы встречались всего несколько раз, она была на нашей свадьбе, но близко не общались. Все, что я знаю, - со слов людей, не слишком к ней расположенных. А теперь и не узнаешь, почему все вышло именно так. Самое грустное, что от человека совсем ничего не остается.
Я как раз ваши фото Варвары по ссылке смотрела и восхищалась, как всегда :)
С лайками непонятно, уж лучше именно "прочитал, много думал".

Ochen' obidno, chto tak poluchilos (eto ya pro albomy). A chitat' bylo ochen' interesno

Да, хоть посмотреть хотелось. И не только ее фото, ведь наверняка семейные у нее тоже были. Очень мне было жаль.
Там такой клубок эмоций - редко встретишь в жизни.

классная история

свекровь идиотка
простите мой французский

но вообще я заметила, что у них часто такое ПРАКТИЧНОЕ - выкинуть, типа, тк скоро заплесневеет или там негде хранить или там не нужно уже. С одной стороны, хлам не накапливается, с другой - пропадает история.

Но конечно, зачем копить и привязываться к прошлому. Просто у меня и некоторых родствеников культ всякого винтажного и семейной истории и всякого такого - каждый старый артефакт с восторгом оформляется
У японцев, конечно, тоже так бывает, но много таких практических товарищей видела.. наоборот, типа все старое -не нужно, а вот пластиковое современное - это НУЖНО
хехе

а ты её знала?
то есть она придумала про корейцев?) или это тайная правда!) хехе

я хочу, чтобы сняли такой фильм и сериал про них.
Но тут или национализм или политкорректное какое-то скрывательство

Да, меня не в первый раз так свекровь так удивляет - она и с домом матери и семейными вещами так же "разобралась" - кимоно раздала по знакомым, остальное в местный краеведческий музей и выбросила. А дом был старый и семья обеспеченная - много всего хранили. Ей же ничего не надо :((
Про негде хранить и плесень я часто слышу, да. Старые хина-нингё выбрасываются, а всякой пластиковой фигни полный дом.
Вроде бы придумала :)) просто воспользовалась знакомыми фигурами, но поместила их в придуманную ситуацию. Но кто же знает на самом деле :)) и мотивов не доищешься теперь.
Про их семью надо точно сериал снимать, все фигуры настолько любопытные и необычные! Я как-нибудь про матриарха напишу - еще более удивительная личность. Национализма в их поколении полно, это у молодежи все искоренили современным образованием. А поколение 70-ти летних и старше - огого! Некоторые темы лучше не затрагивать в разговорах.

Edited at 2014-01-01 06:45 am (UTC)

кстати всякие феминистические организации (надо думать... должны быть!!!) тоже могли бы заинтересоваться)!!!

Теперь уже поздно :(

  • 1