Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Category:

Ah, Paris! День третий - две горы (или День Упущенных Возможностей)

Итак, продолжение рассказа о летней поездке в Париж. Начало здесь, и тут, и там

День третий стал вынужденным продолжением второго дня - у нас были двухдневные билеты на открытые экскурсионные автобусы, и  использовать их следовало два дня подряд. Так что мы решили совместить поездки на автобусе с посещением относительно далеких от дома мест - Монпарнаса и Монмартра, которые находятся ровно в противоположных концах города.
 А с утра я хотела еще попасть в Катакомбы. Родители идти туда не собирались, но готовы были нас подождать снаружи.
Однако выбрались из дома мы, как всегда, в начале десятого. Прошли мимо Нотр-Дама - очередь, автобус подошел  уже полный, так что предчувствия были самые нехорошие.

А между тем день был чудесный.

С ветерком по Латинскому кварталу мимо Сорбонны







Мимо Пантеона, где как раз шла реконструкция (туда мы собирались, да так и не добрались)



Вдоль Люксембургского сада (за деревьями прячется здание Обсерватории)



Доехали до площади Денфер-Рошро, где находится вход  в Катакомбы. С этой площадью мы потом практически сроднились, потому что...



Вход в Катакомбы мы увидели сразу - очередь желающих попасть в империю смерти начиналась у скромной зеленой дверцы небольшого кирпичного здания и терялась за углом сквера. Чтобы дойти до конца очереди понадобилось добрых 10 минут. Я попросила родителей подождать и отправилась выяснять наши перспективы.
Служащий у входа, когда я описала, где находится конец, сказал, что ждать придется часа четыре. Было уже около одиннадцати, так что часа четыре означало, что весь день мы проведем в очереди. Люди у входа радостно сообщили, что стоят уже два часа.
- Очередь выстраивается в начале десятого, - поделился ценной информацией служащий (сами Катакомбы открываются в 10, причем каждый день пускают около 400 посетителей). Вооруженные этими сведениями мы решительно оставили очередь и выдвинулись в сторону Монпарнаса.

На пути у нас как раз было кладбище Монпарнас, куда мы и зашли.

Не буду оправдываться, что "я не такая, и вообще-то хождение по кладбищам с экскурсиями считаю дурным тоном" - хотя когда мы ходили между могил, а навстречу шли люди с цветами,  мысли были именно о неуместности пустого любопытства в таком месте.



Кладбище очень старое. Сначала мы попали в ту часть, которая первоначально была, видимо, еврейским кладбищем, и совершенно потерялись среди мрачных фамильных склепов.

К счастью, в будке у входа сидел сторож. Я подошла и поинтересовалась, где находится могила Сен-Санса.
- Это кто-то известный? - осведомился сторож.
- Э-ээ, ммм, да, наверное.
- Если да, то он должен быть здесь на плане, - строго сказал сторож и выдал мне бумажку. Это был план с цифирками и сотней фамилий в столбик, которые французские власти посчитали достаточно знаменитыми, чтобы заинтересовать туристов. Сразу стало понятно, что могилы находятся вразброс и надо их как-то отметить на плане, чтобы не потеряться. Карандаша с собой ни у кого не было.
- У меня же есть помада!
Так сливовой помадой оказались помечены Бодлер и Бекетт, Симона де Бовуар и Сартр, Петлюра и Сен-Санс.



Семейная могила Бодлера прячется в тени большого склепа.



Клумба в центре



Мы прошли все кладбище насквозь и уже было собрались выйти, но у противоположного входа заметили другую табличку, с другими фамилиями.

- Серж Гинзбур! - ахнула  я.
- Александр Алехин! - воскликнул папа.
У Гинзбура были цветы и множество билетиков - в память о песне "Контролер со станции Лила". Я тоже люблю эту песню, но не очень понимаю, какой смысл оставлять следы губной помады на могильной плите.



Александр Алехин



А вы знаете историю Александра Алехина? Я не знала, пока мне папа вкратце там же и не рассказал.

Гениальный шахматист 20-40-х годов, чемпион мира, победивший Капабланку. Уехал из России в послереволюционные годы, осел во Франции, играл в Европе. Сразу французское гражданство Алехин получить не смог, потому что его считали советским агентом, а во время Второй Мировой его обвиняли в связях и пособничестве фашистам. Умер в 46-м, и смерть его некоторые до сих пор считают неслучайной.

На кладбище мы видели довольно много могил с надгробным камнем но без надписей - кто-то позаботился о себе заранее?
...

Идя в направлении Монпарнаса



Кораблик, как известно, является символом Парижа, изображен он  и на гербе города, который можно увидеть на некоторых муниципальных зданиях. Однако мало кто знает, что вид  кораблика на гербе менялся - сначала он имел одну мачту, потом, в конце 19-го века, их стало три, а сейчас на официальном гербе опять одномачтовый корабль. Синий и красный - цвета Парижа, белый - цвет короля.

А вот и цель путешествия - перекресток, где сходятся бульвар Распай, улицы Монпарнас, Бре и Деламбр. Все здания, выходящие на перекресток, естественно, угловые, почти в каждом - кафе. Именно в них любили посиживать знаменитые литераторы и художники, общаясь друг с другом и наблюдая за толпой.

La Rotonde - Пикассо и Модильяни



Устрицы в Le Dome  - Ленин, Кандинский, Модильяни, Хемингуэй



В скверике слева - скульптура Бальзака авторства Родена





Американское кафе La  Coupole - Ава Гарднер, Сартр и Симона де Бовуар, Луи Арагон и Эльза Триоле, Жан Кокто...



Мы уже проголодались, но зайти в одно из известных кафе постеснялись :) и решили чуть прогуляться по Монпарнасу.

Кстати, Монпарнас и есть первая гора, посещенная нами в тот день, только до нашего времени она не сохранилась - была срыта, когда застраивали эту часть города и прокладывали бульвар, так что осталось только название.



На этом кафе с подходящим незатейливым названием мы и остановились



Не претендуя ни на чьи лавры скромно пообедали



Луковый суп - Анна осталась довольна



Если честно, Монпарнас на меня особого впечатления не произвел. То ли потому, что мы не заходили в переулки и видели только главные улицы, то ли время его ушло - но он показался мне обычным, зеленым и и не слишком нарядным бульваром, одним из многих в большом городе.

Около этого дома мы ждали автобуса - 40 минут!



Было жарко, пешком идти до не хотелось - я боялась, что маме будет тяжело, и мы надеялись каждую минуту, что - ну вот сейчас! - автобус все же подойдет. А когда он появился, был настолько полон, что на второй этаж мы даже не сунулись. Стояли (!) на тесном и темном первом, который совершенно не приспособлен для проезда. Все  были злые, уставшие от ожидания, духоты и тесноты.

Доехали до Мадлен -  я опять посмотрела на Ладюре и решила, что уж на следующий-то день точно туда попаду, -  и перебежали на автобус другого маршрута, идущий на Монмартр.

Мимо здания Оперы Гарнье



Мимо Мулен Руж



По бульвару Клиши до знаменитой Пигаль и оттуда до Анвер, где находится ближайшая к Сакре-Кер остановка автобуса.

Тут, наверное, самое время упомянуть иммигрантов.
Считается, что именно в северных районах французской столицы их больше всего. Понятно почему - относительно недалеко вокзалы, опять же Пигаль, секс-индустрия - злачный район, вокруг которого собираются всякие темные личности. Большинство магазинов одежды явно ориентируются на восточные вкусы - блестки, рюши, мишура и позолота.

Пока мы поднимались в толпе к Сакре-Кер, я впервые после отъезда из России в конце 90-х вновь увидела наперсточников - их на этой улочке много. И вообще в толпе было довольно беспокойно.





Мы поспешили пробиться сквозь толпу.

Взгляд сверху вниз - от подножия холма в сторону Анвер, откуда мы пришли







Какой удивительный город. Было очень жарко и душно, мы страшно устали,  а фотографии получились светлые и воздушные.



Белоснежная базилика Сакре-Кер, строительство которой началось после падения Парижской Коммуны, в 1875 году, была сооружена полностью на средства от частных пожертвований. Она должна была стать символом национального примирения, искупить грехи и кровопролитие  всех сторон.



Внутри съемка запрещена.

То ли знакомый византийский стиль, то ли толпы туристов, но интерьер базилики оставил меня равнодушной. Хотелось быстрее уйти от шума, и от выхода мы повернули куда-то в узкие улицы, выбрав ту, где людей было поменьше



Улица Сен-Рустик



Перед этим мы прошли знаменитую площадь Тертр, где собираются художники, но везде была такая давка, что единственное, о чем я думала, - как бы не потерять родителей. Так что от этой достопримечательности в памяти ничего не осталось.

Улица Сен-Рустик вывела  нас на небольшую площадь.







Повернули вниз по склону холма.

Если бы мы подготовились как следует, то посмотрели бы повнимательнее и на розовый домик, который виднеется в конце улицы, и на каменные стены по обеим сторонам дороги,





и не повернули бы налево в первый же переулок, а прошли до конца улицы, где находится Проворный кролик Au Lapin Agile - знаменитое кабаре, а напротив него - виноградник Монмартра.



И свернули бы не налево, как на этой фотографии, а направо...



- Я так и не поняла, где был музей Монмартра...
- Да мы же прошли под вывеской. Ты не заметила?
- !!!...

Музей Монмартра - особняк с садом, где квартировали художники - Ренуар, Валадон, Утрилло. Сейчас там можно посмотреть картины, афиши - Тулуз-Лотрека, например,  - предметы быта, узнать об истории Монмартра. Так мы туда и не попали...

Просто здание



На этой же улице находится особняк, где долгое время жил Ренуар. Здание в частном владении, и летом было выставлено на продажу. Всего  несколько миллионов евро...



Где-то здесь мы прошли мимо памятника певице Далиде - с хорошо раскрытой темой... Не увидели.

(фото с Вики)

И Мулен де ля Галетт мы тоже ухитрились не заметить



(фото с Вики)

Шли наугад по странным извилистым улочкам, где почти не было туристов, и текла своя размеренная жизнь...












Шли бесцельно, но не было ощущения, что мы потерялись - просто спускались вниз. Через некоторое время вышли к метро Абесс, а оттуда было уже рукой подать до бульвара Клиши и остановки автобуса.
Мы пропустили все самое важное на Монмартре, все обычные туристические достопримечательности, и я страшно жалею, что не успела продумать маршрут. И  в то же время Монмартр как район понравился мне больше всего. Может,  жизнь в Токио приучила к крутым подъемам и спускам, но прямые ровные улицы кажутся теперь пустыми и скучными, то ли дело, когда сплошные холмы и не знаешь, где улица повернет и вдруг окажется тупиком.



Сели на автобус на той же остановке, напротив подъема на Монмартр. Это был один из последних автобусов.

Северный вокзал





Восточный вокзал




Улица Сен-Дени



Та самая



Я еще раньше обратила внимание на решетки, и только здесь получилось сфотографировать - балкон общий, но решетка - и какая! - разделяет секции, принадлежащие разным квартирам. Попробуй перелезь через такое!




Арка Сен-Дени.



Очередное угловое здание



На этом и закончился наш третий день в Париже.
Часть обратного пути пришлось проделать пешком:  автобус заканчивает ходить ровно в 7 (или 7.30?) вечера, высаживая людей на той остановке, где он на этот момент находится. К счастью, мы были не очень далеко от дома.
Никуда больше не заходили, ведь следующий день обещал быть напряженным - рано утром мы собирались уехать в Руан.

Продолжение следует
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments