День третий стал вынужденным продолжением второго дня - у нас были двухдневные билеты на открытые экскурсионные автобусы, и использовать их следовало два дня подряд. Так что мы решили совместить поездки на автобусе с посещением относительно далеких от дома мест - Монпарнаса и Монмартра, которые находятся ровно в противоположных концах города.
А с утра я хотела еще попасть в Катакомбы. Родители идти туда не собирались, но готовы были нас подождать снаружи.
Однако выбрались из дома мы, как всегда, в начале десятого. Прошли мимо Нотр-Дама - очередь, автобус подошел уже полный, так что предчувствия были самые нехорошие.
А между тем день был чудесный.
С ветерком по Латинскому кварталу мимо Сорбонны
Мимо Пантеона, где как раз шла реконструкция (туда мы собирались, да так и не добрались)
Вдоль Люксембургского сада (за деревьями прячется здание Обсерватории)
Доехали до площади Денфер-Рошро, где находится вход в Катакомбы. С этой площадью мы потом практически сроднились, потому что...
Вход в Катакомбы мы увидели сразу - очередь желающих попасть в империю смерти начиналась у скромной зеленой дверцы небольшого кирпичного здания и терялась за углом сквера. Чтобы дойти до конца очереди понадобилось добрых 10 минут. Я попросила родителей подождать и отправилась выяснять наши перспективы.
Служащий у входа, когда я описала, где находится конец, сказал, что ждать придется часа четыре. Было уже около одиннадцати, так что часа четыре означало, что весь день мы проведем в очереди. Люди у входа радостно сообщили, что стоят уже два часа.
- Очередь выстраивается в начале десятого, - поделился ценной информацией служащий (сами Катакомбы открываются в 10, причем каждый день пускают около 400 посетителей). Вооруженные этими сведениями мы решительно оставили очередь и выдвинулись в сторону Монпарнаса.
На пути у нас как раз было кладбище Монпарнас, куда мы и зашли.
Не буду оправдываться, что "я не такая, и вообще-то хождение по кладбищам с экскурсиями считаю дурным тоном" - хотя когда мы ходили между могил, а навстречу шли люди с цветами, мысли были именно о неуместности пустого любопытства в таком месте.
Кладбище очень старое. Сначала мы попали в ту часть, которая первоначально была, видимо, еврейским кладбищем, и совершенно потерялись среди мрачных фамильных склепов.
К счастью, в будке у входа сидел сторож. Я подошла и поинтересовалась, где находится могила Сен-Санса.
- Это кто-то известный? - осведомился сторож.
- Э-ээ, ммм, да, наверное.
- Если да, то он должен быть здесь на плане, - строго сказал сторож и выдал мне бумажку. Это был план с цифирками и сотней фамилий в столбик, которые французские власти посчитали достаточно знаменитыми, чтобы заинтересовать туристов. Сразу стало понятно, что могилы находятся вразброс и надо их как-то отметить на плане, чтобы не потеряться. Карандаша с собой ни у кого не было.
- У меня же есть помада!
Так сливовой помадой оказались помечены Бодлер и Бекетт, Симона де Бовуар и Сартр, Петлюра и Сен-Санс.
Семейная могила Бодлера прячется в тени большого склепа.
Клумба в центре
Мы прошли все кладбище насквозь и уже было собрались выйти, но у противоположного входа заметили другую табличку, с другими фамилиями.
- Серж Гинзбур! - ахнула я.
- Александр Алехин! - воскликнул папа.
У Гинзбура были цветы и множество билетиков - в память о песне "Контролер со станции Лила". Я тоже люблю эту песню, но не очень понимаю, какой смысл оставлять следы губной помады на могильной плите.
Александр Алехин
А вы знаете историю Александра Алехина? Я не знала, пока мне папа вкратце там же и не рассказал.
Гениальный шахматист 20-40-х годов, чемпион мира, победивший Капабланку. Уехал из России в послереволюционные годы, осел во Франции, играл в Европе. Сразу французское гражданство Алехин получить не смог, потому что его считали советским агентом, а во время Второй Мировой его обвиняли в связях и пособничестве фашистам. Умер в 46-м, и смерть его некоторые до сих пор считают неслучайной.
На кладбище мы видели довольно много могил с надгробным камнем но без надписей - кто-то позаботился о себе заранее?
...
Идя в направлении Монпарнаса
Кораблик, как известно, является символом Парижа, изображен он и на гербе города, который можно увидеть на некоторых муниципальных зданиях. Однако мало кто знает, что вид кораблика на гербе менялся - сначала он имел одну мачту, потом, в конце 19-го века, их стало три, а сейчас на официальном гербе опять одномачтовый корабль. Синий и красный - цвета Парижа, белый - цвет короля.
А вот и цель путешествия - перекресток, где сходятся бульвар Распай, улицы Монпарнас, Бре и Деламбр. Все здания, выходящие на перекресток, естественно, угловые, почти в каждом - кафе. Именно в них любили посиживать знаменитые литераторы и художники, общаясь друг с другом и наблюдая за толпой.
La Rotonde - Пикассо и Модильяни
Устрицы в Le Dome - Ленин, Кандинский, Модильяни, Хемингуэй
В скверике слева - скульптура Бальзака авторства Родена
Американское кафе La Coupole - Ава Гарднер, Сартр и Симона де Бовуар, Луи Арагон и Эльза Триоле, Жан Кокто...
Мы уже проголодались, но зайти в одно из известных кафе постеснялись :) и решили чуть прогуляться по Монпарнасу.
Кстати, Монпарнас и есть первая гора, посещенная нами в тот день, только до нашего времени она не сохранилась - была срыта, когда застраивали эту часть города и прокладывали бульвар, так что осталось только название.
На этом кафе с подходящим незатейливым названием мы и остановились
Не претендуя ни на чьи лавры скромно пообедали
Луковый суп - Анна осталась довольна
Если честно, Монпарнас на меня особого впечатления не произвел. То ли потому, что мы не заходили в переулки и видели только главные улицы, то ли время его ушло - но он показался мне обычным, зеленым и и не слишком нарядным бульваром, одним из многих в большом городе.
Около этого дома мы ждали автобуса - 40 минут!
Было жарко, пешком идти до не хотелось - я боялась, что маме будет тяжело, и мы надеялись каждую минуту, что - ну вот сейчас! - автобус все же подойдет. А когда он появился, был настолько полон, что на второй этаж мы даже не сунулись. Стояли (!) на тесном и темном первом, который совершенно не приспособлен для проезда. Все были злые, уставшие от ожидания, духоты и тесноты.
Доехали до Мадлен - я опять посмотрела на Ладюре и решила, что уж на следующий-то день точно туда попаду, - и перебежали на автобус другого маршрута, идущий на Монмартр.
Мимо здания Оперы Гарнье
Мимо Мулен Руж
По бульвару Клиши до знаменитой Пигаль и оттуда до Анвер, где находится ближайшая к Сакре-Кер остановка автобуса.
Тут, наверное, самое время упомянуть иммигрантов.
Считается, что именно в северных районах французской столицы их больше всего. Понятно почему - относительно недалеко вокзалы, опять же Пигаль, секс-индустрия - злачный район, вокруг которого собираются всякие темные личности. Большинство магазинов одежды явно ориентируются на восточные вкусы - блестки, рюши, мишура и позолота.
Пока мы поднимались в толпе к Сакре-Кер, я впервые после отъезда из России в конце 90-х вновь увидела наперсточников - их на этой улочке много. И вообще в толпе было довольно беспокойно.
Мы поспешили пробиться сквозь толпу.
Взгляд сверху вниз - от подножия холма в сторону Анвер, откуда мы пришли
Какой удивительный город. Было очень жарко и душно, мы страшно устали, а фотографии получились светлые и воздушные.
Белоснежная базилика Сакре-Кер, строительство которой началось после падения Парижской Коммуны, в 1875 году, была сооружена полностью на средства от частных пожертвований. Она должна была стать символом национального примирения, искупить грехи и кровопролитие всех сторон.
Внутри съемка запрещена.
То ли знакомый византийский стиль, то ли толпы туристов, но интерьер базилики оставил меня равнодушной. Хотелось быстрее уйти от шума, и от выхода мы повернули куда-то в узкие улицы, выбрав ту, где людей было поменьше
Улица Сен-Рустик
Перед этим мы прошли знаменитую площадь Тертр, где собираются художники, но везде была такая давка, что единственное, о чем я думала, - как бы не потерять родителей. Так что от этой достопримечательности в памяти ничего не осталось.
Улица Сен-Рустик вывела нас на небольшую площадь.
Повернули вниз по склону холма.
Если бы мы подготовились как следует, то посмотрели бы повнимательнее и на розовый домик, который виднеется в конце улицы, и на каменные стены по обеим сторонам дороги,
и не повернули бы налево в первый же переулок, а прошли до конца улицы, где находится Проворный кролик Au Lapin Agile - знаменитое кабаре, а напротив него - виноградник Монмартра.
И свернули бы не налево, как на этой фотографии, а направо...
- Я так и не поняла, где был музей Монмартра...
- Да мы же прошли под вывеской. Ты не заметила?
- !!!...
Музей Монмартра - особняк с садом, где квартировали художники - Ренуар, Валадон, Утрилло. Сейчас там можно посмотреть картины, афиши - Тулуз-Лотрека, например, - предметы быта, узнать об истории Монмартра. Так мы туда и не попали...
Просто здание
На этой же улице находится особняк, где долгое время жил Ренуар. Здание в частном владении, и летом было выставлено на продажу. Всего несколько миллионов евро...
Где-то здесь мы прошли мимо памятника певице Далиде - с хорошо раскрытой темой... Не увидели.
И Мулен де ля Галетт мы тоже ухитрились не заметить



(фото с Вики)
Шли наугад по странным извилистым улочкам, где почти не было туристов, и текла своя размеренная жизнь...
Шли бесцельно, но не было ощущения, что мы потерялись - просто спускались вниз. Через некоторое время вышли к метро Абесс, а оттуда было уже рукой подать до бульвара Клиши и остановки автобуса.
Мы пропустили все самое важное на Монмартре, все обычные туристические достопримечательности, и я страшно жалею, что не успела продумать маршрут. И в то же время Монмартр как район понравился мне больше всего. Может, жизнь в Токио приучила к крутым подъемам и спускам, но прямые ровные улицы кажутся теперь пустыми и скучными, то ли дело, когда сплошные холмы и не знаешь, где улица повернет и вдруг окажется тупиком.
Сели на автобус на той же остановке, напротив подъема на Монмартр. Это был один из последних автобусов.
Северный вокзал
Восточный вокзал
Улица Сен-Дени
Та самая
Я еще раньше обратила внимание на решетки, и только здесь получилось сфотографировать - балкон общий, но решетка - и какая! - разделяет секции, принадлежащие разным квартирам. Попробуй перелезь через такое!
Арка Сен-Дени.
Очередное угловое здание
На этом и закончился наш третий день в Париже.
Часть обратного пути пришлось проделать пешком: автобус заканчивает ходить ровно в 7 (или 7.30?) вечера, высаживая людей на той остановке, где он на этот момент находится. К счастью, мы были не очень далеко от дома.
Никуда больше не заходили, ведь следующий день обещал быть напряженным - рано утром мы собирались уехать в Руан.
Продолжение следует