Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Приятно проведенное дождливое воскресенье
quizas
shurra

У нас были ПЛАНЫ - муж взял выходные, я достала Анну напоминаниями, что уроки надо сделать заранее - потому что мы собирались ехать в горы с утра и до позднего вечера. Т. предвкушал поездку очень давно. Но в небесной канцелярии перепутали рычажки и вместо сине-золотого токийского октября вдруг включили нам серо-коричневый московский ноябрь. Приближающийся тайфун накрыл весь Хонсю дождевым фронтом, и план Б- поесть жирной осенней скумбрии в одном заветном месте - тоже провалился, потому что в тайфун лова нет.
Оставался план Ц - музей. Кое-кто, правда, вопил из-под подушки, что не поедет и даже попытался брыкнуть меня пяткой. Естественно, в конце концов морские свинки были подавлены, точнее, подкуплены - обещанием альбома с саундтреком Хоббита, и мы выехали даже не слишком поздно - в начале первого.
"В музей" мы собирались почти год - с тех пор как прошлой зимой посмотрели с мужем программу по ТВ об окончании реконструкции в галерее Азии Токийского Национального Музея и заинтересовались.

Увы, аудио-гидов в постоянной экспозиции не предусмотрено, поэтому пришлось ходить абсолютно самостоятельно, в результате Анна немного заскучала, а мы...

Музей немного странный - с одной стороны, он очень продуманно организован - на каждую страну отводится несколько залов, внутри залов четко разграничены стенды. Отличный свет, можно хоть носом прижаться к стеклу и рассматривать экспонаты вблизи, почти все можно фотографировать. Из передачи помню, что этот свет какой-то особый, и еще что экспонаты укреплены так, что землетрясение им не повредит, но видно их при этом со всех сторон.

С другой же стороны - такое впечатление, что слова "интерактивность" и "просветительская деятельность" прошли мимо организаторов. Апофеозом можно считать довольно длинный стенд в разделе Китая с фарфоровыми черепками - несколько десятков осколков дна - дна! Без орнамента и почти без цвета! - с наклеенным на каждом трехзначным номером. И никаких пояснений.

В общем, даже я затосковала, и начала опасаться, что будет скучно мужу и он больше не захочет с нами ездить в такие места. Анна ныла, но смотрела - как всегда одна и на бегу.

А потом я, сама того не заметив, как-то расслабилась... Ведь несмотря на скромные пояснения - на большинстве экспонатов лишь название, материал и датировка на двух языках, кое-где чуть более подробно на японском, - там было потрясающе интересно! Постоянная экспозиция регулярно обновляется, так что описывать отдельные предметы здесь нет смысла, но у них обширная коллекция статуй будд и бодхисаттв - из Китая, разных районов Индии, Гандхары, Кореи, и по ним видно, как японская традиция следует китайской, и насколько индийские лики "человечнее" японских, а на изображениях из Гандхары явно прослеживается влияние античности.


И это тот случай, когда знаний катастрофически не хватает - видишь, но не понимаешь. Что за дерево? Почему такая поза? Кто изображен рядом? Я подозреваю, что так же азиаты смотрят на произведения европейского искусства.

Или коллекция китайского фарфора. В кино иногда можно увидеть, как эксперт берет в руки вазу и c одного взгляда объявляет "Династия Мин" или " Сун". Не верила никогда - разве можно определить так быстро?!
Вполне

"Трехцветные" керамические фигурки династии Тан



Селадоновая керамика империи Сун


Сине-голубой фарфор Мин

Нет, конечно, в каждую эпоху существовало несколько стилей, и стиль мог зародиться в одну эпоху, развиваться на протяжении следующей и копироваться в третью, но датировать приблизительно можно именно с первого взгляда, если знать особенности стиля каждой эпохи.

Фотографировать экспонаты я не собиралась, но перед некоторыми не устояла.

Китайская лающая собачка - я знаю эту характерную позу

За тысячу двести лет, прошедших с момента ее изготовления, задору ничуть не поубавилось.
Щекастый хомяк, который на самом деле заяц

Тоже эпоха Тан, 8-й век.

Никогда бы не подумала, но летучая мышь - один из символов процветания. Поди пойми этих китайцев...

В этой вазе понравилось все - форма, сочетание цветов, необычный рисунок. Позы летучих мышей, по-моему, не повторяются.

Очень заинтересовал рассказ об экспедициях Отани в Центральную Азию в начале двадцатого века. Серия экспедиций в Китай, Непал, Туркестан, Индию была организована и профинансирована выходцем из старинного рода настоятелей одной из киотосских буддийских школ по имени Отани Козуй. Желание лучше узнать историю проникновения буддизма в Японию и историю стран, через которые буддизм попал в Японию, побудило его самого присоединиться к первой экспедиции. Я впервые услышала об археологической экспедиции, организованной религиозным деятелем, причем не только с богословскими, но и с познавательными целями. Сам Отани наследовал пост настоятеля храма и в последующих экспедициях принять участие не смог, продолжая, однако, их спонсировать. В результате чего финансовое положение секты сильно ухудшилось и ему пришлось в конце концов с поста настоятеля уйти. Весьма поучительная история. Было все же когда-то у японцев и желание узнать мир, и интерес к своей истории в контексте мировой - куда все ушло?
Зал изделий из камня - резьба по жадеиту/нефриту, затем несколько стендов с бронзовыми китайскими зеркалами. Если бы в голове не сохранились остатки знаний по истории Японии, без толковых объяснений вообще бы не поняла, что это и почему так много. Бронзовые зеркала - в первую очередь предмет религиозного культа, объект поклонения, в Японии такое зеркало до сих пор является одним из трех символов императорской власти. Ну хорошо, японцы из курса школьной истории это знают, но иностранцев приходит немало, можно было хоть как-то о туристах позаботиться... Не говоря уж о том, что объяснения способа производства совсем не помешали бы. Были вещи замечательно тонкой работы, удивительно и совсем непонятно, как это делали тысячу с лишним лет назад.

Здесь был переход между двумя залами, где можно было попробовать разные виды гадания.
Асычки (шагай) - монгольское гадание на косточках домашнего рогатого скота.

Бросаешь четыре четырехсторонние косточки, сравниваешь выпавшую комбинацию сторон с таблицей и узнаешь будущее.
Моя первая комбинация

"Мечты исполнятся"
Ого! Но времени было много - я ждала Анну, - и я решила бросить еще раз. Зная, что обычно не везет, на хороший результат не надеялась.

Вторая комбинация - по одной каждой из сторон

- Ого-го!!! - сказал дедуля-смотритель.
"Самое лучшее сочетание. Прекрасная удачливая судьба."
Решила не искушать судьбу, и в третий раз бросать - вместе с мужем и Анной - не стала.
У Анны выпало "Неудачный исход дела", у мужа "Хуже не бывает, даже не пытайтесь." (Вот уже третий день муж ко мне подлизывается и пытается вести себя примерно, видимо, надеется заполучить кусок моей удачи).
Посмеявшись, пошли дальше.
В эти дни как раз проходит выставка традиционных картин 11-17 вв из собрания Шанхайского музея.
Тончайшие, воздушные, потрясающе точные рисунки тушью

Проходя вдоль одного из свитков длиной в несколько метров, Анна мимоходом заметила:"Времена года." Я отнеслась к этой реплике скептически - рисунок почти монотонный и очень мелкий, сходу не разглядишь.
Потом подошла почитать пояснения: "Используя только тонкую кисть и оттенки туши, художник мастерски передает времена года и время суток..." Уела. Ребенку иногда это хорошо удается.

Продолжение постоянной экспозиции - лаковые изделия из Китая.

Резьба по лаку, 17-й век.
Сначала накладывается много слоев лака, потом по нему вырезается рисунок. Вещь получается объемная, праздничная, а на срезах, где резец прошел под наклоном, видны слои лака разных оттенков, очень тонкие, абсолютно одинаковой толщины!
Еще несколько залов Китая, а потом Корея, в которой Анна понимает уже лучше меня благодаря любви к корейскому историческому сериалу. Хоть какая-то польза от ТВ.
Вечером мы обсуждали поездку с Т. Я совершенно не ожидала, что первой же сказанной им репликой будет:"Почему школа не возит детей в этот музей?" И это так - в парламент на экскурсию обязательно, в редакцию газеты, на мусороперерабатывающий завод, на футбольный матч и на спектакли и концерты ездили, на заводы, на природу само собой, а в музеи, до которых от нас часа полтора на автобусе, - нет, хотя там можно своими глазами увидеть все те предметы, фото которых у них в учебнике по истории. И в музее кроме нас мы встретили всего только двух мальчиков Аниного возраста. Конечно, и обстановка в музее не способствовала посещению с детьми, но все же, мне кажется, если своими глазами не посмотреть все эти предметы в детстве, история так и останется пустыми датами в учебнике, и интереса к ней потом не будет...
Т. теперь хочет пройти по залам, посвященным Японии, только когда у нас снова выходные получится совместить...


  • 1
Как красиво!
А хомяк - точно заяц? Уж очень на хомячка похож :0)

Заись, заись :)
Он специально подписан был "короткоухий заяц", да и поза заичья в общем.
Музей очень хороший, но дурно организованный :(
Я только ценность самих экспонатов не могу осознать, кроме как на уровне "фарфор, котоому тысяча лет - это круто". Ну и уровень выделки, конечно, потрясающий - формы предметов, тонкость резьбы и тп

Саш, а это который музей, в Уэно?

Да, токио кокурицу хакубуцукан, который в самом конце музейной аллеи.

Ага, значит именно тот, о котором я подумала. Была там только один раз, всё собиралась ещё и ёще... Так и не собралась.

а вот скажи мне, почему во всех музеях в Японии отвратительное тусклое подвальное освещение? это такая фишка, навевающая обстановку тайны и сакрального страха перед искусством? помню привозили нам Брейгеля в Осаку. народ пёр толпами. ну и мы тоже отправились. и что же? за 1200 целковых толкались в комнатёнке, где под точечными светильниками висели картины и без того в темных тонах пишущих голландцев. такая же история повторилась и с "выставкой" Климта. Это притом, что в музеях, где эти картины находятся в постоянной экспозиции, прекрасное дневное освещение.

Хм, действительно, на многих (но не на всех выставках) такое освещение. Вермеер проходил именнно в таких условиях. Насколько я помю, мягкий свет лучше для картин, но я не знаток музейного дела и не помню, справедливо ли это для всех материалов или только для некоторых. Я не так много крупных музеев за границей посещала, но смутно припоминаю, что в Британском музее по крайней мере галереи Шумера и части Греции были именно так освещены, и эскиз Да Винчи в Национальной Галерее в Лондоне специально был помещен в отдельную затемненную комнату. Но мне кажется, что безотносительно пользы или вреда для картин просто считается, что при неярком точечном освещении лучше смотреть картины. Может, из-за бликов?
А в том музее, где мы были, вообще мрачно. Не только освещение приглушенное, но и темные стены и отделка вся в темных тонах. Для фарфора нормально было, а вот статуи и особенно изделия вроде резьбы по лаку трудно было смотреть. Я носом по стеклу возила :)

о да, у меня это извечное - что это, почему это, что в эту эпоху происходило?
записываю названия и потом гуглю и читаю книжки, если хватает времени
а что, получается, в Японии школьников в исторические музеи и не водят?
интересный факт...

Вот я не знаю - с одной стороны, это вроде как пограничная область, предметы быта, претендующие на то, чтобы быть отнесенными к искусству. Про картины обычно не объясняют, как они были написаны, но металлообработка, фарфор, камнерезное дело, стекло - мне кажется, они требуют специальных пояснений. Хотя бы на отдельных панелях? Может, организаторы боялись, что так вимание будет отвлечено от эстетической ценности самих предметов и сконцентрируется на технической стороне производства? Но потом искать неудобно да и забывается многое, нельзя же все записывать, и интересной информации море, я пока до дома свои вопросы донесла, половину перезабыла :)) кое-что, конечно, посмотрела, но детям точно лучше видеть все "на месте".
Я, конечно, не могу за все школы отвечать - в частных, которые очень дороги и в которых учится совсем небольшая часть младших школьников в очень крупных городах, ситуация может быть совсем другой - но в государственных младших школах даже в черте Токио не водят :( хотя школьные скидки есть, и во время летней поездки в горы их возили в какой-то частный художественный музей. Может, в средней школе (7-9) классы повезут? Не думаю, там учеба очень напряженная будет, не до поездок им. Историю Японии-то они проходят уже сейчас.

вот поэтому я и записываю, потому что до дома донести трудно

Ну да, придется завести такую привычку, раз уж музеи о нас не заботятся.

Я как-то была на выставке, ни ручки, ничего с собой, стала в телефон забивать
ко мне тут же смотрительница подлетела "нельзя телефонами пользоваться"
я ей:" я не звоню, не фотографирую"
а она мне давай пояснять, что то ли на телефоны сигнализация сработает, то ли еще что...
дело было в Вене, кстати(

  • 1
?

Log in

No account? Create an account