Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Categories:

Приятно проведенное дождливое воскресенье

У нас были ПЛАНЫ - муж взял выходные, я достала Анну напоминаниями, что уроки надо сделать заранее - потому что мы собирались ехать в горы с утра и до позднего вечера. Т. предвкушал поездку очень давно. Но в небесной канцелярии перепутали рычажки и вместо сине-золотого токийского октября вдруг включили нам серо-коричневый московский ноябрь. Приближающийся тайфун накрыл весь Хонсю дождевым фронтом, и план Б- поесть жирной осенней скумбрии в одном заветном месте - тоже провалился, потому что в тайфун лова нет.
Оставался план Ц - музей. Кое-кто, правда, вопил из-под подушки, что не поедет и даже попытался брыкнуть меня пяткой. Естественно, в конце концов морские свинки были подавлены, точнее, подкуплены - обещанием альбома с саундтреком Хоббита, и мы выехали даже не слишком поздно - в начале первого.
"В музей" мы собирались почти год - с тех пор как прошлой зимой посмотрели с мужем программу по ТВ об окончании реконструкции в галерее Азии Токийского Национального Музея и заинтересовались.

Увы, аудио-гидов в постоянной экспозиции не предусмотрено, поэтому пришлось ходить абсолютно самостоятельно, в результате Анна немного заскучала, а мы...

Музей немного странный - с одной стороны, он очень продуманно организован - на каждую страну отводится несколько залов, внутри залов четко разграничены стенды. Отличный свет, можно хоть носом прижаться к стеклу и рассматривать экспонаты вблизи, почти все можно фотографировать. Из передачи помню, что этот свет какой-то особый, и еще что экспонаты укреплены так, что землетрясение им не повредит, но видно их при этом со всех сторон.

С другой же стороны - такое впечатление, что слова "интерактивность" и "просветительская деятельность" прошли мимо организаторов. Апофеозом можно считать довольно длинный стенд в разделе Китая с фарфоровыми черепками - несколько десятков осколков дна - дна! Без орнамента и почти без цвета! - с наклеенным на каждом трехзначным номером. И никаких пояснений.

В общем, даже я затосковала, и начала опасаться, что будет скучно мужу и он больше не захочет с нами ездить в такие места. Анна ныла, но смотрела - как всегда одна и на бегу.

А потом я, сама того не заметив, как-то расслабилась... Ведь несмотря на скромные пояснения - на большинстве экспонатов лишь название, материал и датировка на двух языках, кое-где чуть более подробно на японском, - там было потрясающе интересно! Постоянная экспозиция регулярно обновляется, так что описывать отдельные предметы здесь нет смысла, но у них обширная коллекция статуй будд и бодхисаттв - из Китая, разных районов Индии, Гандхары, Кореи, и по ним видно, как японская традиция следует китайской, и насколько индийские лики "человечнее" японских, а на изображениях из Гандхары явно прослеживается влияние античности.


И это тот случай, когда знаний катастрофически не хватает - видишь, но не понимаешь. Что за дерево? Почему такая поза? Кто изображен рядом? Я подозреваю, что так же азиаты смотрят на произведения европейского искусства.

Или коллекция китайского фарфора. В кино иногда можно увидеть, как эксперт берет в руки вазу и c одного взгляда объявляет "Династия Мин" или " Сун". Не верила никогда - разве можно определить так быстро?!
Вполне

"Трехцветные" керамические фигурки династии Тан



Селадоновая керамика империи Сун


Сине-голубой фарфор Мин

Нет, конечно, в каждую эпоху существовало несколько стилей, и стиль мог зародиться в одну эпоху, развиваться на протяжении следующей и копироваться в третью, но датировать приблизительно можно именно с первого взгляда, если знать особенности стиля каждой эпохи.

Фотографировать экспонаты я не собиралась, но перед некоторыми не устояла.

Китайская лающая собачка - я знаю эту характерную позу

За тысячу двести лет, прошедших с момента ее изготовления, задору ничуть не поубавилось.
Щекастый хомяк, который на самом деле заяц

Тоже эпоха Тан, 8-й век.

Никогда бы не подумала, но летучая мышь - один из символов процветания. Поди пойми этих китайцев...

В этой вазе понравилось все - форма, сочетание цветов, необычный рисунок. Позы летучих мышей, по-моему, не повторяются.

Очень заинтересовал рассказ об экспедициях Отани в Центральную Азию в начале двадцатого века. Серия экспедиций в Китай, Непал, Туркестан, Индию была организована и профинансирована выходцем из старинного рода настоятелей одной из киотосских буддийских школ по имени Отани Козуй. Желание лучше узнать историю проникновения буддизма в Японию и историю стран, через которые буддизм попал в Японию, побудило его самого присоединиться к первой экспедиции. Я впервые услышала об археологической экспедиции, организованной религиозным деятелем, причем не только с богословскими, но и с познавательными целями. Сам Отани наследовал пост настоятеля храма и в последующих экспедициях принять участие не смог, продолжая, однако, их спонсировать. В результате чего финансовое положение секты сильно ухудшилось и ему пришлось в конце концов с поста настоятеля уйти. Весьма поучительная история. Было все же когда-то у японцев и желание узнать мир, и интерес к своей истории в контексте мировой - куда все ушло?
Зал изделий из камня - резьба по жадеиту/нефриту, затем несколько стендов с бронзовыми китайскими зеркалами. Если бы в голове не сохранились остатки знаний по истории Японии, без толковых объяснений вообще бы не поняла, что это и почему так много. Бронзовые зеркала - в первую очередь предмет религиозного культа, объект поклонения, в Японии такое зеркало до сих пор является одним из трех символов императорской власти. Ну хорошо, японцы из курса школьной истории это знают, но иностранцев приходит немало, можно было хоть как-то о туристах позаботиться... Не говоря уж о том, что объяснения способа производства совсем не помешали бы. Были вещи замечательно тонкой работы, удивительно и совсем непонятно, как это делали тысячу с лишним лет назад.

Здесь был переход между двумя залами, где можно было попробовать разные виды гадания.
Асычки (шагай) - монгольское гадание на косточках домашнего рогатого скота.

Бросаешь четыре четырехсторонние косточки, сравниваешь выпавшую комбинацию сторон с таблицей и узнаешь будущее.
Моя первая комбинация

"Мечты исполнятся"
Ого! Но времени было много - я ждала Анну, - и я решила бросить еще раз. Зная, что обычно не везет, на хороший результат не надеялась.

Вторая комбинация - по одной каждой из сторон

- Ого-го!!! - сказал дедуля-смотритель.
"Самое лучшее сочетание. Прекрасная удачливая судьба."
Решила не искушать судьбу, и в третий раз бросать - вместе с мужем и Анной - не стала.
У Анны выпало "Неудачный исход дела", у мужа "Хуже не бывает, даже не пытайтесь." (Вот уже третий день муж ко мне подлизывается и пытается вести себя примерно, видимо, надеется заполучить кусок моей удачи).
Посмеявшись, пошли дальше.
В эти дни как раз проходит выставка традиционных картин 11-17 вв из собрания Шанхайского музея.
Тончайшие, воздушные, потрясающе точные рисунки тушью

Проходя вдоль одного из свитков длиной в несколько метров, Анна мимоходом заметила:"Времена года." Я отнеслась к этой реплике скептически - рисунок почти монотонный и очень мелкий, сходу не разглядишь.
Потом подошла почитать пояснения: "Используя только тонкую кисть и оттенки туши, художник мастерски передает времена года и время суток..." Уела. Ребенку иногда это хорошо удается.

Продолжение постоянной экспозиции - лаковые изделия из Китая.

Резьба по лаку, 17-й век.
Сначала накладывается много слоев лака, потом по нему вырезается рисунок. Вещь получается объемная, праздничная, а на срезах, где резец прошел под наклоном, видны слои лака разных оттенков, очень тонкие, абсолютно одинаковой толщины!
Еще несколько залов Китая, а потом Корея, в которой Анна понимает уже лучше меня благодаря любви к корейскому историческому сериалу. Хоть какая-то польза от ТВ.
Вечером мы обсуждали поездку с Т. Я совершенно не ожидала, что первой же сказанной им репликой будет:"Почему школа не возит детей в этот музей?" И это так - в парламент на экскурсию обязательно, в редакцию газеты, на мусороперерабатывающий завод, на футбольный матч и на спектакли и концерты ездили, на заводы, на природу само собой, а в музеи, до которых от нас часа полтора на автобусе, - нет, хотя там можно своими глазами увидеть все те предметы, фото которых у них в учебнике по истории. И в музее кроме нас мы встретили всего только двух мальчиков Аниного возраста. Конечно, и обстановка в музее не способствовала посещению с детьми, но все же, мне кажется, если своими глазами не посмотреть все эти предметы в детстве, история так и останется пустыми датами в учебнике, и интереса к ней потом не будет...
Т. теперь хочет пройти по залам, посвященным Японии, только когда у нас снова выходные получится совместить...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments