?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Этот безумный день в Токио (продолжение)
quizas
shurra

Итак, первый запланированный на этот день концерт благополучно закончился, а следующий начинался лишь через полтора часа. Это было просто идеально, потому что я очень хотела попасть еще в одно место, которое случайно находилось буквально в двух шагах от здания токийского международного форума. Наша цель


- строение из красного кирпича в стиле королевы Анны (как его понимали во времена королевы Виктории),
кажущееся игрушечным на фоне нависающего над ним небоскреба.

Здание музея "Мицубиси, Строение Номер Один" - новодел, имеющий довольно сложную историю, а сейчас там проходит выставка интересной коллекции французских - как раз в тему lfj - художников.


Я очень хотела посмотреть и само здание, и выставку.

Здание.
Оригинал был возведен приблизительно на нынешнем месте по проекту английского архитектора Джозайи Кондера, первого профессора архитектуры Токийского инженерного колледжа, фактически заложившего основы современной японской архитектуры западного стиля. Он был автором многих известных проектов, в том числе современной (для того времени, разумеется) застройки делового квартала Маруноути. Часть зданий, к строительству которых он был причастен, пострадала во время токийского землетрясения 1923 года, еще часть была разрушена при бомбардировках Токио во вторую мировую, а те, что пережили обе напасти, пали жертвой послевоенной модернизации. И сейчас в Токио осталось совсем немного его произведений - дом-музей основателя концерна Мицубиси

закрытый клуб концерна Мицуи в районе Мита - красивейшее здание в чудесном ухоженном саду, куда допускаются только те, кто занимает или занимал руководящие посты в Мицуи,


православный Воскресенский собор (Никорай-до),

и несколько других.
В 1894 году по заказу компании Мицубиси в районе Маруноути появилось это


По фото кажется, что дом стоит чуть ли не в чистом поле. И правильно кажется, ибо нынешний деловой центр Маруноути в то время выглядел так


И называли его метко "поле Мицубиси" - пустырь, расстилавшийся на месте бывших казарм, был куплен концерном Мицубиси под застройку за четыре года до того.
Торжества по случаю окончания строительства.

Сооружение потрясло всех - как, дом и без ворот перед входом?!
Было это, как сейчас сказали бы, "офисное здание" - помещения для сдачи внаем под отдельные конторы. По заказу Мицубиси всего было построено тринадцать подобных зданий, но это было первым, поэтому его так и назвали Строение Номер Один (ити-гокан). Именно с него началась традиция именовать корпуса в стиле "арабская цифра+суффикс «гокан»".

Так выглядел номер два, тоже спроектированный Кондором.

Рядом с номером первым через несколько лет вырос номер три


Постепенно весь район был застроен в едином стиле, имитирующем, как говорят, застройку Ломбард-стрит в Лондоне или Сити в целом, да так удачно, что квартал называли "маленьким Лондоном" (一丁倫敦、いっちょうろんどん).

Только в Лондоне вряд ли были рикши

На первом плане справа на обеих фотографиях как раз "Номер Один". Помещения в нем сдавались по цене около 100 долларов за кв.м. в приблизительном пересчете на современные деньги. В целом аренда обошлась бы в приличную сумму, ведь каждая контора имела отдельный вход, коридоры и подсобные помещения, в том числе туалет. И арендаторы были соответствующие - здесь располагалось головное отделение самой компании Мицубиси и ее банка, контора еще одной торгово-промышленной компании, почтовое отделение. Почта, между прочим, от арендной платы была освобождена.
Строили разные компании, но Мицубиси строго проверяла все проекты: задуманный стиль должен быть соблюден.

Маленький Лондон в годы своего расцвета
1910-е

Номер 12 слева, 13 справа.

1920-е


А вокруг по-прежнему расстилались пустыри. Правда, район теперь называли не "поле Мицубиси", а "деревня Мицубиси".


Увы, кирпичные строения, хотя и выглядят внушительно, не слишком подходят для Японии, - многие сильно пострадали во время большого землетрясения 1923 года.
Время затейливых проектов прошло, и в 20-30-х на Маруноути взамен разрушенных строились здания уже совсем другого, американского, типа - более сейсмически-устойчивые и экономичные, вроде билдинга страховой компании Мейдзи

построенного в 1930г на месте снесенного номера два

Теперь говорили не о "маленьком Лондоне", а о "мини-Нью-Йорке".

Бомбардировки второй мировой почти ничего не оставили от Токио, но часть Маруноути уцелела. Из-за близости к императорскому дворцу, который было приказано не бомбить?
Удивительно, но еще в конце 50-х район Маруноути выглядел так

Фотограф стоит на том же углу, что и я, когда снимала самое первое фото поста, но вид открывается совсем иной.

И трамвай все еще ходит...
В начале 60-х - период высоких темпов роста, вся Япония строится! - в центре явно ощущалась нехватка деловых площадей, и Мицубиси приступила к давно запланированной модернизации своих зданий. Сначала пошли под снос соседи Номера Один. К концу 50-х он остался в гордом одиночестве


И тут власти забеспокоились - от первоначальной застройки Маруноути осталось всего одно, причем самое старое здание, а владелец и его собирается снести. А ведь Номер Один к тому времени уже считали одним из трех главных памятников архитектуры эпохи Мейдзи, называя его прообразом современных офисных зданий и приводя район Маруноути в качестве
первого примера современного городского планирования в Японии.
Союз архитекторов направил в министерство культуры просьбу о признании его объектом культурного наследия эпохи Мейдзи, и в сентябре 1967 г. министерство обратилось к владельцу - Мицубиси, который пообещал здание сохранить, но - видимо - высказался против официального внесения его в списки объектов культурного наследия. Министерство не стало идти против воли владельца и отложило принятие решения о признании его исторической ценности.
Однако в марте 68-го года компания Мицубиси в одностороннем порядке отправила в министерство сообщение о сносе здания, той же ночью вокруг него были возведены леса, а утром - это была суббота, когда в Маруноути безлюдно - начаты работы по сносу.
На следующий же день - как только союз архитекторов услышал об этом - он направил протест в адрес Мицубиси и потребовал приостановить работы, министерство связалось с владельцем, владелец отказался подчиняться, поскольку весь этот шум никакой юридической силы не имеет. Министерство не решалось идти на открытый конфликт с могущественной корпорацией, который был неминуем, если бы здание попытались признать объектом культурного наследия против воли владельца. Переговоры продолжались, как и сам снос. К середине апреля защищать было нечего, и стороны пришли к компромиссу - министерство попросило владельца сохранить материалы, оставшиеся после разбора здания. Владелец не выполнил и эту просьбу - через три года после сноса здания практически все материалы тоже были уничтожены.
На месте Номера Один теперь высился новый головной офис компании Мицубиси,

и ничто уже не напоминало о "маленьком Лондоне" начала века.

Прошло тридцать лет, и Мицубиси объявила о новом плане развития района. Построенное в период высоких темпов роста не отвечало современным сейсмическим стандартам, здания морально устарели, были тесны и неудобны. Согласно новому плану, предполагалось снести головной офис и прилегающие к нему строения, а на их месте возвести новый небоскреб и... восстановить Номер Один по сохранившимся старым чертежам. Одно но - по плану под снос попадало здание постройки 1926-го года, теперь уже тоже представлявшее историческую ценность.

И пошло по новой. Союз архитекторов подал петицию о его сохранении, министерство попыталось вмешаться, но хозяин - барин, и здание в результате снесли.

"Восстановленный" Музей "Мицубиси Строение Номер Один" был с помпой открыт в 2009 году. По словам владельца, он очень точно воспроизводит не только внешний вид оригинала, но и интерьеры, при этом сейсмически устойчив, а во внутренней отделке были использованы элементы, оставшиеся от оригинала.
Своя коллекция у музея пока небольшая - в основном иностранцы начала 20-го века (ровесники оригинального здания), но там проводятся выставки других музеев.
Во внутреннем дворе, который он делит с небоскребом, разбит чудесный сад.

Извивающиеся дорожки, разноуровневые газоны создают впечатление, что садик гораздо больше, чем он есть на самом деле.


Справа новый небоскреб,

Все увито зеленью

Включая колонны

Отделка нижних этажей напоминает здание, стоявшее на этом месте раньше.

Слева и за моей спиной музей

Со стороны внутреннего двора выглядит не так нарядно, как его парадный фасад, выходящий на проспект

Вход в выставочные залы со двора

В этот день в рамках lfj в дворе была устроена сцена, где тоже проходили бесплатные концерты, и в музее наблюдался большой наплыв посетителей. Нам пришлось подождать в очереди минут 20.

Внутри все выглядит очень внушительно:
Кассы


Коридоры

Великолепный потолок

Один из входов

Дверные проемы в виде арок. Ах!

Кажется, что действительно попал в прошлое

А дальше была выставка.
Продолжение следует...


  • 1
Какой труд, Саша!!
Спасибо. Интересно!

Не за что. Мне самой было интересно - люблю истории мест и архитектуру .
Очень характерная для Японии история, о многом заставляет задуматься.

Ааа, потрясающе интересно! Спасибище! Мы как раз со студентами читали в тексте упоминание о "Лондонской улице" в Токио. Можно дать им этот материал для перевода?

Конечно. А Лондон был записан иероглифами? Если нет, дай им задание, пусть помучаются:) самым продвинутым предложи то же сделать с Нью-Йорком.

Ты издеваешься! Это же первый курс. Такое даже я не прочитаю.

Очень любопытно! И очень нетипичные строения для Токио :)
Правда, из всего этого видел только Воскресенский собор.

Спасибо!

Не за что. Да, если бы этот квартал сохранился до сих пор, центр выглядел бы совсем по-другому.
Я, когда смотрела материалы по Маруноути, подумала, что официальная информация все же грешит против истины - кирпичные здания простояли до середины 50--х, пережив и землетрясение, и бомбардировки. Снесли их - официально по причине ветхости - а на самом деле потому, что стало тесно деловому кварталу. Безжалостно здесь относятся к старине.

Мне кажется, скорее, не безжалостно. Ведь нельзя сказать, что в Японии не берегут историю. Возможно, акценты другие...

К разным аспектам по-разному, да. Вот к архитектуре безжалостно, но это только мой взгляд. Знаешь, бывают совершенно необъяснимые случаи. В начале 2000х в счет налога на наследство был передан государству ( в лице мин-ва финансов) дом, в котором родилась нынешняя императрица - она первая не из потомственной аристократии, а из богатой буржуазии. Дом в центре Токио, довоенной постройки, представляющий определенную историческую ценность. Собирали подписи в защиту - я помню это очень хорошо, в газетах писали, по тв показывали. И что? Снесли все равно, на этом месте разбили парк и поставили памятный камень "здесь находился дом, где провела детские годы..." Это ли не наплевательское отношение к собственной истории?

Да, действительно все неоднозначно...

  • 1