Санкэйэн - ландшафтный парк в японском стиле в получасе езды от станции Йокогама, бывшее владение промышленника по имени Хара Санкэй, составившего состояние на торговле шелком.
Первое здание на территории владения было построено еще в 1887 году дедом его жены, но датой основания самого парка принято считать 1902-й год, когда по указанию Хара здесь было построено здание основной усадьбы, а также были перевезены из разных районов Японии, в том числе из Киото, и восстановлены несколько сооружений в традиционном стиле. К сожалению, те здания, что были привезены первыми, сгорели во время бомбардировок Йокогамы во время войны, но многие другие сохранились, и сейчас здесь насчитывается 17 деревянных сооружений, относящихся к 15, 16, 17 векам - частный дом, пагода, чайный домик, храмы...
Хара Санкэй был многосторонней личностью: коллекционировал предметы искусства, занимался чаем, рисовал и сам принимал участие в планировании сада.
В 1906 году часть парка была открыта для посещения публики, а в 1953 году усадьба была полностью передана городу.
Конечно, в Токио и окрестностях много других замечательных садов - Хама Рикю, Коракуэн, Рокугиэн... Но Санкэйэн выделяется среди других великолепным сочетанием традиционной архитектуры и ландшафта.
Начало июня - сезон ирисов и светлячков. На светлячков тоже можно полюбоваться - парк в это время открыт допоздна, но, говорят, в этом году их мало. А вот ирисы сейчас в самом разгаре.
Правда, у входа нас встретили вовсе не ирисы. И даже не светлячки. А вот эта пара, разморенная жарой:
Дальше была пара ресторанчиков, куда мы заходить не стали.
Ирисы начинались дальше.
Лодочка - чисто декоративный элемент
Трехступенчатая пагода из Киото - памятник культуры 15-го века. В парке ее видно почти отовсюду.
Внутрь многих зданий можно зайти. Мы посмотрели только одно - частный дом 18-го века, перевезенный в Йокогаму из префектуры Гифу, местечка Сиракава-го (района традиционной деревенской застройки, занесенного в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО).
В таких домах первое удивление - запах: дерева, соломы и дыма. Дело в том, что печных труб здесь нет - дым из очага свободно поднимается вверх и наполняет здание. Считается, что дым этот обеззараживает соломенную крышу и препятствует размножению в ней насекомых и ее порчу. За 2-3 века весь дом пропитывается запахом дыма, и хотя соломенную крышу периодически меняют (работа для всей деревни), запах держится стойко.
У самовара я и моя Маша...
Внутри темно.
А вот и он - сундук! И какой! Почти два метра в длину.
Все-таки раньше японцы жили правильно: часть дома - большие просторные комнаты, практически без мебели. открытые свету, и отдельно - помещения, где вещи хранились.
Украшением жилых комнат является резная рама под потолком. Здесь были выбраны морские мотивы: с одной стороны двери изображение якоря, с другой - багор и стилизованные изображения воды и прибрежных трав.
Какие детали! Казалось бы, мелочь - шляпка гвоздя. Но ее прячут под декоративной заклепкой ( 釘隠し, пряталка для гвоздя), а здесь еще и окружают резьбой.
Мы не стали оставлять запись в книге посетителей, хотя можно было бы это сделать просто ради удовольствия посидеть за столиком.
Как красиво тут должно быть осенью!
Ажурное кружево кленов - нежно-салатовое весной, сочная зелень летом, осенью оно заалеет, вспыхивая на солнце, а потом, наконец, побуреет, и только зимой крышу можно будет рассмотреть во всех подробностях.
Еще одна красота несказанная.
Местная фауна на водопое.
Пруд с кувшинками.
Гарный хлопец, о чем задумался? Лучше на невесту посмотри... Свадебная съемка.
Дальше гуляем по "внутреннему саду" ( до сих пор был "внешний").
Какой там был свет! Мягкий, насыщенный - от рассеянных сквозь тучи солнечных лучей, влаги в воздухе, сочного густого мха.
Совершенная красота
17-й век, дача семьи Токугава. (Токугава - род, фактически правивший Японией в 17-19-м веках). В Европе - для сравнения - приблизительно в это время господствует стиль барокко.
Умом понимаю, что эти ракурсы были задуманы и спланированы 100 лет назад, но все равно подпадаю под их чары.
Крыша беседки над мостиком через пруд.
На боевом посту. Ни один пескарь не проскочит незамеченным.
Павильон 17-го века, перевезенный в Санкэйэн из дворца Нидзёдзё в Киото.
Он же, чуть поближе
Еще одно здание 17-го века, принадлежавшее Токугава, из Киото.
Махаон, размером с хорошего воробья, кормился нектаром азалий.
Встаньте, дети, встаньте в круг!
И опять возвращаемся к ирисам.
А лодка-то, оказывается, элемент не декоративный, а фунциональный. Баклан сушит крылья.
Последний взгляд на всю эту красоту.