Но я не об этом.
Пока я мыла посуду, Анюта раскрыла книжку, начала читать - и через пару минут: "Мама, я не могу... Я не знаю этот иероглиф... Почитай мне." Заглянула - книжка с маркировкой "для учащихся 4-6-х классов младшей школы". Многие иероглифы еще подписаны фуриганой, но те, что, по-видимому, проходят в первых трех классах, уже без пояснений. В первом же предложении таким образом встретились 出る (выходить)、歩く (ходить), еще что-то.
Среднему первокласснику , который только начал учить иероглифы, этот текст явно еще не под силу . Я уж не говорю о том, что иероглифы с фуриганой тяжело читать - мелко, неразборчиво. Бумага желтая, шрифт - как в обычных карманных изданиях.
Немного почитала ей, потом она сама еще полистала... А я вспомнила свои размышления годовой приблизительно давности - исключительно теоретические и тогда еще не подкрепленные собственным опытом - что японская письменность является искусственной преградой на пути школьников к чтению. Пока ребенок не освоит иероглифы в пределах хотя бы трех-четырех классов, он не сможет читать даже обычные неадаптированные приключенческие рассказы. Если буквально следовать школьной программе, то три-четыре класса - это 9-10 лет. Вполне читающий возраст, в России к этому времени многие осваивают зарубежную детскую классику и приключения, а самые продвинутые берутся и за "взрослые книжки". Японские дети тоже читают, конечно, но то, что доступно им - а это манга, где чаще используется простая азбука, а длинные описания со множеством иероглифов заменяются выразительными картинками. Изданные на паршивой бумаге однодневки.
Возможно, это слишком пессимистичный взгляд на проблему. Иероглифы хороши тем, что значения легко запоминаются, и для понимания текста можно не знать точного чтения. Среди моих знакомых есть дети, которые до школы уже знают довольно много иероглифов, на уровне 1-2 класса, - хорошая зрительная память, старшие братья или сестры, за которыми тянется младший, - вполне способны помочь в преодолении барьера. Остальным остается только слушать чтение старших и следить за строчкой.