Сашура (shurra) wrote,
Сашура
shurra

Categories:

Так есть в японских школах продленка или нет?!

Я случайно оказалась обладателем сакрального знания. Не смейтесь - что может быть важнее для работающей мамы, чем информация о том, куда пристроить ребенка, пока мама отдыхает от его воспитания добывает мамонта на ужин?
Ответ на вопрос в заглавии - ее нет. Но она есть, и бывает даже на территории школы.  

Дело в том, что продленка (гакудо 学童保育クラブ) к школе никоим образом не относится! Это совершенно независимая от системы образования муниципальная организация, которая подчиняется ... финансируется... ответственна перед... Если я начну отвечать на эти вопросы, то завязну окончательно, потому что система запутанная до предела, благодаря тому, что отдана на откуп региональным структурам власти. Потому я напишу только о том, что есть у нас (г. Матида, административно относящийся  к Токио) и в Йокогаме.
Итак, у нас возможны три варианта продленки. Первый (и их большинство) -  прямо на территории школы (я говорю лишь о мунициальных школах, но частных мало, так что о них пока забудем)  отгорожена часть двора (отгорожена не наглухо, проход свободный), на которой находится зданьице, обычно одноэтажное, разной степени дряхлости. Новое - будет вполне приличным, но может быть как у нас, "сараюшкой" более чем 20-летней давности. Обычно одно большое общее помещение - с ящичками для вещей и личных принадлежностей, игрушками и полкой с книжками, кухней, удобствами. У нас еще выгорожен угол с татами.
Второй - в здании сада или яслей (хоикуэн), обычно подчиняющихся муниципалитету. Третье - на территории муниципальных "Детских центров" (кодомо-кан или кодомо-сента). 

Как попадают на продленку?
Попасть могут отнюдь не все желающие - места, как и в случае с хоикуэном, ограничены, хотя вероятность больше.  Подаешь заявку в соответствующий отдел мунициалитета, присовокупив справки с места работы либо объяснение причин, по которым ребенок не может быть дома после школы, и ждешь результата. Главная причина, конечно же, занятость матери (лучше полная, при неполном рабочем дне могут и отказать), уход за больным в семье и проч. Фактически, все дети, посещавшие хоикуэн, попадают и на продленку.

Что там делают?
Приходят из школы, делают уроки, играют, съедают полдник, снова играют. Играют в основном на территории школы, весь двор в их распоряжении.
В нашу продленку берут детей до третьего класса, и время они проводят все вместе. По крайней мере, так задумано, хотя конечно, девятилеткам не слишком интересно  с шестилетками. На этой почве случаются конфликты, и знаю несколько примеров, когда ребенок не уживался в коллективе и был вынужден уйти из группы.

В каникулы, кстати, продленка работает, напоминая советский "городской лагерь" нашего детства.  Не знаю, у всех ли было такое в школах, но приходишь с утра и весь день торчишь как дурак  в ненавистной школе в жарком и душном городе.  Днем выделено время на отдых, иногда выбираются на экскурсии - ребенок ходил в планетарий и в бассейн в большом парке недалеко от нас, и на концерт школьных групп барабанов-тайко.

Минус первый - еда. На полдник может быть горячий удон (лапша), или супчик, но чаще все же булки с начинками и прочие сладости. В каникулы приходится давать ребенку с собой о-бэнто (ланч в коробочке), потому что горячих обедов не готовят. Весь август ломала себе голову каждое утро - что  положить в эту коробочку, чтоб и привиреда съела, и не испортилось в тридцатиградусной жаре, и  баланс полезности и вкусности был соблюден.

Минус второй - детей не встречают после школы. Т.е. проблем нет, если продленка расположена на территории школы, но если отдельно - ребенок должен добираться до места передержки сам. Конечно, идут они группой, но  даже первоклассников никто из взрослых не сопровождает.

Минус третий - все же они предоставлены сами себе. Особенно малыши, за которыми пока еще нужен догляд. Т.е. я допускаю возможность существования супер-организованных, послушных и разумных деток, которые с территории школы сами никуда не уйдут, и добровольно сядут делать уроки вместо того, чтобы оголтело носиться по двору за третьеклассниками. Я же имею ребенка, которому дай только повод, чтоб ушмыгнуть куда-то и вляпаться в историю. Потому всю первую четверть я возвращалась домой с работы и садилась делать уроки. И на все мои просьбы воспитатель улыбалась: "Мы напоминали, но Анна-тян хотела поиграть на улице". Ну дык, конечно,  шариться по кустам гораздо интереснее - там и птичка мертвая валяется, и гусеницы ядовитые водятся. И гекконы, которых, правда, нужно искать в зарослях бамбука за школой, а туда ходить нельзя... Но кто ж будет соблюдать какие-то запреты?!

Есть еще детский коллектив... О нем буду писать отдельно.
Так, получились одни сплошные минусы. Что не совсем верно, потому что у них все же очень неплохие воспитатели, которые придумывают всякие интересные занятия - красили ткань травами, оформляли  помещение для всех сезонных праздников (один раз Анюта пришла по уши -  я не шучу! - в краске),    летом раз в неделю сами готовили обед, предварительно общим голосованием выбрав меню. Ну и обладают ангельским терпением, убеждая, а не принуждая, и разбираясь в ссорах и школьных проблемах.

Последнее - оплата. Она для всех едина - 7.5 тысяч иен (ок. 70 у.е в месяц), включая еду.

Итак, это наш вариант.

Есть еще Йокогама. Там дело обстоит хуже - продленка везде живет на дотации от муниципалитета, а в Йокогаме мэр сейчас сильно сокращает расходную статью бюджета. В результате продленка преобразована в систему, когда школа, привлекая местных жителей, организует досуг для всех желающих детей.  Формальное объяснение - чтобы охватить всех детей, ведь мест на продленке на всех не хватало. Естественно, это никак не может заменить именно ГРУППУ продленного дня, когда каждый ребенок на счету, за ним следят и несут ответственность в случае чего. Несколько групп еще существуют, в основном в садах и центрах досуга, но они, естественно, переполнены. Переполнены по японским стандартам - это дети сидят почти впритык, и им буквально негде развернуться.  Очередь в туалет.

Что-то похожее на нашу систему (а не вариант Йокогамы) должно быть в большинстве префектур, нужно только тщательно потрясти власти.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments