?

Log in

No account? Create an account

Ничего не успеваю

Previous Entry Share Flag Next Entry
Так есть в японских школах продленка или нет?!
quizas
shurra

Я случайно оказалась обладателем сакрального знания. Не смейтесь - что может быть важнее для работающей мамы, чем информация о том, куда пристроить ребенка, пока мама отдыхает от его воспитания добывает мамонта на ужин?
Ответ на вопрос в заглавии - ее нет. Но она есть, и бывает даже на территории школы.  

Дело в том, что продленка (гакудо 学童保育クラブ) к школе никоим образом не относится! Это совершенно независимая от системы образования муниципальная организация, которая подчиняется ... финансируется... ответственна перед... Если я начну отвечать на эти вопросы, то завязну окончательно, потому что система запутанная до предела, благодаря тому, что отдана на откуп региональным структурам власти. Потому я напишу только о том, что есть у нас (г. Матида, административно относящийся  к Токио) и в Йокогаме.
Итак, у нас возможны три варианта продленки. Первый (и их большинство) -  прямо на территории школы (я говорю лишь о мунициальных школах, но частных мало, так что о них пока забудем)  отгорожена часть двора (отгорожена не наглухо, проход свободный), на которой находится зданьице, обычно одноэтажное, разной степени дряхлости. Новое - будет вполне приличным, но может быть как у нас, "сараюшкой" более чем 20-летней давности. Обычно одно большое общее помещение - с ящичками для вещей и личных принадлежностей, игрушками и полкой с книжками, кухней, удобствами. У нас еще выгорожен угол с татами.
Второй - в здании сада или яслей (хоикуэн), обычно подчиняющихся муниципалитету. Третье - на территории муниципальных "Детских центров" (кодомо-кан или кодомо-сента). 

Как попадают на продленку?
Попасть могут отнюдь не все желающие - места, как и в случае с хоикуэном, ограничены, хотя вероятность больше.  Подаешь заявку в соответствующий отдел мунициалитета, присовокупив справки с места работы либо объяснение причин, по которым ребенок не может быть дома после школы, и ждешь результата. Главная причина, конечно же, занятость матери (лучше полная, при неполном рабочем дне могут и отказать), уход за больным в семье и проч. Фактически, все дети, посещавшие хоикуэн, попадают и на продленку.

Что там делают?
Приходят из школы, делают уроки, играют, съедают полдник, снова играют. Играют в основном на территории школы, весь двор в их распоряжении.
В нашу продленку берут детей до третьего класса, и время они проводят все вместе. По крайней мере, так задумано, хотя конечно, девятилеткам не слишком интересно  с шестилетками. На этой почве случаются конфликты, и знаю несколько примеров, когда ребенок не уживался в коллективе и был вынужден уйти из группы.

В каникулы, кстати, продленка работает, напоминая советский "городской лагерь" нашего детства.  Не знаю, у всех ли было такое в школах, но приходишь с утра и весь день торчишь как дурак  в ненавистной школе в жарком и душном городе.  Днем выделено время на отдых, иногда выбираются на экскурсии - ребенок ходил в планетарий и в бассейн в большом парке недалеко от нас, и на концерт школьных групп барабанов-тайко.

Минус первый - еда. На полдник может быть горячий удон (лапша), или супчик, но чаще все же булки с начинками и прочие сладости. В каникулы приходится давать ребенку с собой о-бэнто (ланч в коробочке), потому что горячих обедов не готовят. Весь август ломала себе голову каждое утро - что  положить в эту коробочку, чтоб и привиреда съела, и не испортилось в тридцатиградусной жаре, и  баланс полезности и вкусности был соблюден.

Минус второй - детей не встречают после школы. Т.е. проблем нет, если продленка расположена на территории школы, но если отдельно - ребенок должен добираться до места передержки сам. Конечно, идут они группой, но  даже первоклассников никто из взрослых не сопровождает.

Минус третий - все же они предоставлены сами себе. Особенно малыши, за которыми пока еще нужен догляд. Т.е. я допускаю возможность существования супер-организованных, послушных и разумных деток, которые с территории школы сами никуда не уйдут, и добровольно сядут делать уроки вместо того, чтобы оголтело носиться по двору за третьеклассниками. Я же имею ребенка, которому дай только повод, чтоб ушмыгнуть куда-то и вляпаться в историю. Потому всю первую четверть я возвращалась домой с работы и садилась делать уроки. И на все мои просьбы воспитатель улыбалась: "Мы напоминали, но Анна-тян хотела поиграть на улице". Ну дык, конечно,  шариться по кустам гораздо интереснее - там и птичка мертвая валяется, и гусеницы ядовитые водятся. И гекконы, которых, правда, нужно искать в зарослях бамбука за школой, а туда ходить нельзя... Но кто ж будет соблюдать какие-то запреты?!

Есть еще детский коллектив... О нем буду писать отдельно.
Так, получились одни сплошные минусы. Что не совсем верно, потому что у них все же очень неплохие воспитатели, которые придумывают всякие интересные занятия - красили ткань травами, оформляли  помещение для всех сезонных праздников (один раз Анюта пришла по уши -  я не шучу! - в краске),    летом раз в неделю сами готовили обед, предварительно общим голосованием выбрав меню. Ну и обладают ангельским терпением, убеждая, а не принуждая, и разбираясь в ссорах и школьных проблемах.

Последнее - оплата. Она для всех едина - 7.5 тысяч иен (ок. 70 у.е в месяц), включая еду.

Итак, это наш вариант.

Есть еще Йокогама. Там дело обстоит хуже - продленка везде живет на дотации от муниципалитета, а в Йокогаме мэр сейчас сильно сокращает расходную статью бюджета. В результате продленка преобразована в систему, когда школа, привлекая местных жителей, организует досуг для всех желающих детей.  Формальное объяснение - чтобы охватить всех детей, ведь мест на продленке на всех не хватало. Естественно, это никак не может заменить именно ГРУППУ продленного дня, когда каждый ребенок на счету, за ним следят и несут ответственность в случае чего. Несколько групп еще существуют, в основном в садах и центрах досуга, но они, естественно, переполнены. Переполнены по японским стандартам - это дети сидят почти впритык, и им буквально негде развернуться.  Очередь в туалет.

Что-то похожее на нашу систему (а не вариант Йокогамы) должно быть в большинстве префектур, нужно только тщательно потрясти власти.



  • 1
У нас тоже продленка отделена от школы. Забирают, правда, детей (из соседней деревни провозит такси). Была - благотворительная волонтерская организация, управлявшаяся неоплачиваемым комитетом. Те, кто занимаются с детьми - получают зарплату. Силы кончились. Продались частной конторе, работающей под общей крышей по типу франчайзов. Нам это светит повышением цен. Сейчас я плачу $15 в день - при том, что реально у моего ребенка "день" длится с 2:40 до 3:20. Сколько буду - не знаю.

Ничего себе цены! Понятно, конечно, что без поддержки от государства именно так и должно быть...

А нянь частным образом у вас нет? Я еще прошу няню раньше Анюту забирать (я по-хорошему только к 6-ти - закрытию продленки - успеваю), еще и потому, что в это время ребенок уже совсем никакой - голодная, уставшая и по этой причина довольно скандальная. С няней она хоть перекусывает еще раз и уроки делает спокойно.

У нас тоже воспитатели получают зарплату, т.е. это не волонтерство. А ежедневное управление передано муниципалитетом т.н. NPO (non-profit organization, есть здесь такая форма деятельности) бесприбыльной организации, в которой в свою очередь участвует родительский комитет.

А поделиться мыслями по поводу прочитанного?

А у меня, собственно, по этому поводу только одна мысль: ужас какой "Вот это да!"

А что именно тебя ужасает? Система как таковая? Или условия содержания заключенных милых крошек?

И то и другое, пожалуй.

Система неудобная, не спорю. Особенно учитывая, что у нас здание, в котором в среднем копошится 50 детей, находится на территории школы, в которой часть классов постоянно пустуют, потому что школа была построена давно и рассчитана на гораздо большее количество учеников.
То, что дети сами добираются - это местные издержки, они ведь с самого начала и без сопровождения в школу ходят, а некоторые первоклашки и одни после продленка домой возвращаются. Так что это как бы общепринятая практика, "загадочный японский характер", а потому не обсуждается.
А относительная безнадзорность - тут как бы палка о двух концах. Подозреваю, что это особенность именно нашей продленки. Нам объяснили это как "попытку воспитания самостоятельной и свободной личности". Т.е. ждут, когда ребенок сам дозреет до необходимости себя организовать. Тут, надо сказать, с недавних пор идет явный крен в противоложную от коллективизма сторону, пытаются поддерживать индивидуальность (во всех скопом, как всегда :). Во многих знакомых мне садах декларируют 自主性、自発的な行動 и проч. Не имея при этом индивидуального подхода к ребенку. Видимо, ждут, что дети все сами дружно созреют. Как в школу все в 6 лет идут, так и здесь. Т.е. им всем ненавязчиво предлагают, а кто хочет отколоться и носиться по двору - пожалуйста.

Да уж. Именно что загадочная японская душа.

  • 1