Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Исэ - родина японской души (и немного о быте японских богов)
quizas
shurra

Японские путеводители называют Исэ высокопарно - родина японской души (кокоро-но-фурусато). А в иностранных Исэ упоминают редко, потому что это место находится в стороне от обычных туристических маршрутов, да и как памятник истории тоже довольно специфично.
В сети много информации (Вики на русском и английском, и еще на русском), так что не буду повторяться, напишу только о самом интересном и личных впечатлениях от январской поездки.


Святилище в Исэ (Исэ-дзингу) - главный синтоистский храм Японии. Почитают здесь верховное божество - богиню солнца Аматэрасу (которая считается еще и основательницей японского императорского рода), а также других синтоистских богов, в первую очередь Тоёукэ - богиню, ведающую благополучием Аматэрасу и считающуюся покровительницей жилища и быта.

Давным-давно...
А точнее, около двух тысяч лет назад, принцессе из императорского рода было поручено найти подходящее место для поклонения Аматэрасу. До этого отдельного храма просто не существовало, а святилище располагалось в покоях императора. Принцесса отправилась путешествовать по стране, а когда оказалась в Исэ, во сне ей явилась сама богиня и сообщила, что желает остаться здесь - среди зеленых гор и полей, недалеко от извилистого побережья залива Исэ. Так в начале первого тысячелетия был заложен храм Аматэрасу, а через некоторое время, приблизительно в 6 веке, и отдельный храм Тоёукэ.
Сейчас Исэ-дзингу состоит из двух комплексов, расположенных на расстоянии пяти километров друг от друга, - храма Аматэрасу с прилегающей территорией, на которой располагаются меньшие святилища (Найку), и храма Тоёукэ, тоже с несколькими более мелкими святилищами других божеств (Гэку). Территория вокруг храмов считается священной, здесь запрещено рубить деревья и вообще нарушать покой божеств.


Естественно, возникает вопрос - если храмовому комплексу около двух тысяч лет, почему так мало о нем известно в мире? Почему его нет в списке мирового наследия ЮНЕСКО, почему он не на первых местах среди обязательных к посещению мест Японии?!
Ответ прост - потому что

большинству строений на территории не исполнилось и года. Точнее, в данный момент им всего несколько месяцев.

Японцы верят, что со временем в всяком доме накапливается скверна, божеству же приличествует лишь чистое и светлое жилище. Поэтому начиная с седьмого века каждые 20 лет большая часть зданий отстраивается заново. И не только здания - вся церемониальная утварь тоже обновляется. Строго следуя старинным чертежам, по старинным технологиям и только из лучших традиционных материалов. Традиция прерывалась всего несколько раз, на стo с небольшим лет.

- А как же инновации? Если в процессе работы над предметом для Исэ вы найдете новый, лучший способ выполнить работу? - спросили у одного из мастеров.
- Инновация может быть только одна - как можно точнее воспроизвести метод, которым пользовались мастера в прошлом, - ответил он.
Все воспроизводится точно до фанатизма. "Лестницы имеют навершия в виде шаров, определенных цветов в определенном порядке. Мы не знаем, что означают эти цвета и порядок, но они записаны в старинных чертежах и сметах тысячелетней давности, которые хранятся в одном из храмов Нары, поэтому мы продолжаем строить именно так".

Была у древних японцев еще одна причина для обновления храмов, чисто практическая. Деревянные строения без фундамента (как строили две тысячи лет назад, в эпоху Яёй), крытые соломой, в условиях влажного японского климата не выдерживают более нескольких десятков лет. Особенно страдает крыша - за 20 лет она значительно истончается, теряя большую часть своего объема. А жить в доме с протекающей крышей и простая женщина не согласится, не говоря уж о богине.

Так что каждые двадцать лет происходят грандиозные празднования божественного новоселья в Исэ, и 2013 год как раз был годом очередного переезда. В октябре прошли главные церемонии, и в течение нескольких месяцев можно еще будет увидеть старые храмы, стоящие рядом с новыми (впоследствии старые будут разобраны).
Поэтому-то мы и собрались в Исэ - хотелось посмотреть на обновленный храмовый комплекс, о котором столько рассказывали весь год.

Утром шестого января, как раз когда вся Япония шла на работу в первый рабочий день нового года, мы переходили через мост, отделяющий заповедную территорию Внешнего храма от городской застройки.

Упреждая вопрос от самых внимательных - где собака? Вход с животными на территорию категорически воспрещен, поэтому собаку пришлось сдать в камеру хранения. В "камеру" в самом прямом смысле этого слова.


В караулке - посте охраны у главного входа - дают напрокат инвалидные кресла тем, кому тяжело много ходить, и берут на передержку собак, причем бесплатно. Количество ограничено - у них не так много клеток, но в своей клетке-переноске тоже возьмут. Об этом нет ни слова на официальном сайте, и ни в каком другом храме, насколько я знаю, такой услуги нет, так что я очень удивилась, что крупный храм настолько идет навстречу посетителям. Собственно, это было одной из основных причин, почему мы вообще решились ехать в Исэ.


В Гэку (внешнем святилище) полагается ходить по левой стороне - потому что место для омовения рук находится с левой стороны, перед мостом (а пересекать мост потом не следует, ибо посередине пролегает незримая тропа, по которой проходят божества).
  


Тут же рядом киоск, где можно оставить прошлогодние амулеты, ведь выбросить их просто так нельзя, надо отнести в храм, где над ними произнесут все необходимые слова, а потом сожгут - огонь очищает.
Первые ворота-тории. Чистенькие, новенькие. И пахло под ними свежим деревом! Этот аромат свежеоструганного дерева сопровождал нас потом повсюду.


Когда проходишь под тории, следует кланяться - и при входе на территорию храма, и на выходе. В Токио я редко вижу кланяющихся по всем правилам людей, а в Исэ это делали почти все.
Был рабочий день, поэтому многие были в офисной или официальной одежде. Прийти на поклонение в храм в начале года - вполне обычно для владельцев мелких и средних предприятий, да и в крупных высокое начальство тоже часто посещает храмы в первые дни нового года.
Перед нами явно шел начальник с двумя подчиненными.


Небольшая площадь с храмовыми лавочками и приемными - здесь можно купить сувениры или заказать церемонию очищения.


Тоже все новехонькое, аж светится.


C правой стороны показались крыши святилища богини Тоёукэ.

Тоёукэ в некоторых русскоязычных источниках называют "кухаркой" Аматэрасу. По идее верно, но уж слишком пренебрежительно. Она, скорее, хранительница очага в широком смысле этого выражения; ведающая "хлебом рисом насущным" - не только приготовлением пищи, но и урожаем, и крышей над головой, и одеждой. Поэтому именно в святилище Тоёукэ каждый день служители по старинке - с помощью трения - разводят священный огонь и готовят "пищу богов" для совершаемых дважды в день (утром и вечером) подношений божествам Исэ.

Церемония подношений богам - важнейший ритуал повседневной жизни Святилища. Еду утром и ранним вечером - как ели японцы две тысячи лет назад - выставляют в специальном здании, сопровождая действо просьбами к богам обеспечить процветание Японии. Оставшееся от божественной трапезы достается служителям храмов.

Пища японских богов, кстати, очень проста:

Три плошки риса - готовится не в рисоварке (боже упаси!), а в старинной печи, - свежий морской окунь "тай" и сушеный бонито, морская капуста-комбу и свежие фрукт и овощ по сезону (шпинат, яблоко). К этому соль, плошка воды из священного колодца и три плошки сакэ. Все выращено служителями на полях, принадлежащих святилищу, выловлено ими же в особых "святых" районах, соль выпарена по старинным технологиям и т.д.

Самообеспечение - одна из традиций и, в то же время, целей существования храма, который должен заботиться о том, чтобы боги не оставили своей милостью Японию.

Вообще, большая часть обрядов в Исэ связаны с едой и урожаем: молитвы о хорошем урожае перед началом полевых работ, о помощи во время работ и благодарность за урожай по окончании. Начинаешь понимать, как жили японцы две тысячи лет назад - их занимали не вопросы грехов, милосердия или прощения, нет. Все было намного проще - "выжить!" - между землетрясениями, тайфунами, цунами и банальными неурожаями... И нескончаемая благодарность Аматэрасу, подарившей - согласно повериям - японцам рис.

Итак, возвращаясь в Исэ.
Ближе к нам "старый" храм -

он необитаем. Через несколько месяцев его разберут, и на пустыре на следующие 20 лет останется только крохотная "часовня", в которой хранится нечто священное. Что это - не известно никому кроме служителей самого высокого ранга, но этот хоркрукс предмет, вмещающий сущность божества, охраняет место до следующего переезда.


К старому храму можно подойти ближе, даже немного заглянуть внутрь.


Внутри действительно пусто...

Многие трогали деревья - в основном это японские криптомерии, которые относятся к деревьям-долгожителям.


Тем, что растут на территории храма, несколько сотен лет.
Рядом располагается нынешнее обиталище богини Тоёукэ.

Сплошные стены окружают все главные храмы в Исэ.
Простой посетитель может только пройти под первыми тории и подойти к воротам. Дальше хода нет, и даже фотографировать можно только до тории (сбоку от них у входа сидят служители в будочке и зорко наблюдают).

В воротах висит белое шелковое полотнище-митобари, которое закрывает от любопытных взоров внутренний двор и само святилище. Колеблющееся на ветру полотнище часто сравнивают с божественным дыханием. Считается, что если оно приподнялось в присутствии человека, значит, его приветствует само божество.


Впрочем, во двор можно пройти - через боковой вход служители проводят тех, кто заказал молитву. При нас таких людей было довольно много, все одетые очень формально - таковы правила Исэ, во время церемоний женщина должна быть в формальной строгой одежде, мужчина - в костюме.
Как и в обычных синтоистских храмах, перед входом стоит ящик с прорезями. Поклон, монетку в ящик, два хлопка, еще два поклона.

Если верить модели, внутри храм выглядит так:

Фото отсюда

Пройдя по боковой дорожке,


вышли к совсем новому музею, тоже построенному в 2013, который рассказывает об устройстве и повседневной жизни святилища.
Музей, кстати, находится за тории, т.е. формально не на территории храма, а значит, перестраиваться каждые 20 лет не будет. Уфф, а то я беспокоилась...


Музей достаточно интересный, но явно рассчитан только на японских посетителей - никаких надписей и пояснений даже на английском нет.

В принципе, это понятно - за весь день в Исэ мы видели от силы человек пять иностранцев, включая себя.
Много информации об истории храма и о процессе изготовления разных предметов, используемых в церемониях. Жаль, что фотографировать строго запрещено.

Площадь перед музеем - близился полдень, народ потихоньку подтягивался.


Мы вернулись к храму Тоёукэ, но от него повернули налево, вглубь территории.


Дорога ведет к более мелким храмам: божеству ветра, божеству земли - покровителю данной местности - и храму, почитающему воинственную сущность богини Аматэрасу.


Камень-"черепаха"


Храм Тоёукэ остался справа за деревьями


Кажется, что это место - или всё Исэ? - застыло во времени...


Меняются только поколения людей, приходящих сюда на поклонение...

Святилище земли

Святилище воинственной сущности Аматэрасу.

Синтоизм считает, что божества-ками имеют несколько сущностей: мятежную, беспокойную - воинственную, и милосердную (которую в свою очередь тоже делят, но это не важно...) И в храме вполне можно почитать лишь одну из них.

Это святилище находится на холме, возвышаясь над всеми остальными храмами Гэку. Совсем небольшое, но так как посвящено верховной богине, рангом соответствует храму Тоёукэ.


А, вот как раз пустырь на месте старого храма и будочка с предметом-оберегом.


И опять криптомерия...


Святилище ветра.


Ветер важен для земледельцев - он может пригнать спасительные дождевые тучи в жару, но может, в виде тайфуна, и разнести целый дом. Поэтому ветер чтили, но так, за компанию, в крохотной каморке на территории Гэку. Но когда в 1281 году, после молитв в храме Исэ, божественный ветер разметал корабли с армией хана Хубилая и помешал ему завоевать Японию, японцы решили отблагодарить божество ветра, возведя для него настоящий храм и повысив его ранг среди прочих храмов Гэку.


Но видимо, божеству этого было недостаточно, потому что на просьбы так же поступить с красноволосыми варварами в середине 19 века оно не откликнулось... Хотя молились активно - в 1863 году аж 15 дней подряд.

А мы снова оказались на оживленной площади у выхода с территории Гэку.


Я слегка подмерзла и очень обрадовалась, когда увидела, что в одном окошечке бесплатно угощают сакэ. Жадно вылакала (ну да, чего уж скрывать) несколько глотков и отдала чашечку служителю. На дне оставалось несколько капель жидкости.

Пожилая женщина рядом тоже выпила сакэ, а потом опрокинула чашечку над ладонью, вытряхнула последние капли на ладонь и коснулась ими лба.
Мне стало стыдно... Когда говорят, что японцы не религиозны, не стоит верить на слово говорящим..

Мы вышли за территорию храма. Спешили - еще когда гуляли по маленьким святилищам, видели полицию и слышали объявления через мегафоны, что движение по территории будет приостановлено через час.


Мы как раз успели все пройти.
А у входа уже ждали... Кого?


Продолжение следует!

Tags:

  • 1
ужасно интересно, спасибо.

Спасибо :) Как обычно, только тебе и мне :(
Не буду врать, что я там особое божественное начало прочувствовала (хотя атмосфера действует, конечно же), но вот отношение японцев к Исэ очень любопытно было наблюдать. Очень.

Ага, именно любопытно. Наверное, все-таки "сезонное" явление - такая религиозность, нет?

Мне кажется, большинство практикующих верующих во всех странах сейчас делают это сезонно, а японцы соблюдают многие обряды даже строже, чем православные (про остальные религии не знаю). Другое дело, что религиозность - удел среднего и старшего поколения, молодежь везде от религии далека :) Но по тому, где они брак заключают, нельзя судить об их религиозности, ибо синто вообще не об этом. Оно жизнь не регулирует в том смысле, в каком мы этого от религии ожидаем.


Вот, точно сказано, насчет отсутствия регулирования.

а почему СТАЛО СТЫДНО от женщины!??!?! мало ли.! хехе
просто может такое ПРАВИЛО))
ну или не знаю. может и верит кто-то.

А это не рекламируется , чтобы скрыть хоть что-то от варваров! Это хорошо! тайны какие-то!)) но ведь тебя пустили - значит, теоретически можно туда попасть, не запрещено. Может, иностранцы не понимают, им надо какое-то зрелищное. а там все просто деревянное и к тому же новое многое... стремно!)

вообще столько фотографий я в шоке

Стыдно потому, что я пришла развлекаться - ну, путешествовать, что одно и то же - в место, которое для кого-то является священным. Видимо, она верила, да.
Ну да, не тайна, конечно, не рекламируется потому, что варвары там заскучают. Ничего толком не посмотришь, из-за заборов внутренностей не видно, храмы все новые, а просто гулять по лесу в толпе гайдзинам скучно :) им или сад камней, или гейш, на худой конец, самураев надо. А тут фигня какая-то.

Ну, извини, я парой фотографий обойтись не могу :)) еще скажи, что текст сухой и занудный, и непонятно для кого написан :))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account