Ничего не успеваю

Previous Entry Share Next Entry
Ah, Paris! - День четвертый, Руан (ч.1)
quizas
shurra

Четвертый день во Франции был посвящен Руану.

Краткое предисловие

Мысль, что за одну поездку во Францию можно посетить не только Париж, мне даже в голову не приходила, ведь в Париже столько всего интересного! Но знакомая по работе - большая любительца Франции - узнав, что мы едем на 9 дней, воскликнула: "О, да у вас будет время и по стране поездить! Мон-Сен-Мишель, Живерни, замки Луары..."
И я начала рыть интернет в поисках информации. Версаль и тур по замкам Луары прекрасно вписались в планы, и еще оставался один день... После прочтения миллиона отзывов на всех форумах Мон-Сен-Мишель был отметен как слишком далекий, Шартр - как недостаточный для полного дня, Живерни - как малоинтересный в это время года и полный туристов, Фонтенбло - потому что собирались в Версаль и другие замки тоже были в программе, Диснейленд с самого начала даже не рассматривался. Оставались либо далекие выезды в Брюгге с автобусной экскурсией, либо Нормандия. И тут у меня просто глаза разбежались - чудесные приморские городки (Этрета, Онфлер, Довиль-Трувиль...), деревни и аббатства по дороге из Парижа на побережье. И Руан - нынешняя столица региона Верхняя Нормандия, бывшая столица всей Нормандии, город с тысячелетней историей, памятники которой - жилые здания, церкви, - прекрасно сохранились. И Жанна д'Арк, которую даже моя Анна знает, и собор с картин Клода Моне. Больше даже искать не хотелось - я твердо решила, что Руан мы обязательно увидим. Правда, очень жаль было отказываться от поездки к морю, поэтому на этот день я разработала сложный план: посмотреть Руан, и, если звёзды будут ОЧЕНь благосклонны, успеть в Онфлер. Так как ехать туда из Руана ужасно неудобно, на эту часть плана я особенно не рассчитывала. Скажу сразу, туда мы и не успели - и слава Богу, Руан достоин как минимум полного дня.



Билеты на скорый поезд до Руана были взяты заранее

Через интернет. Так выходит значительно дешевле, чем покупать на месте, билеты можно распечатать и в таком виде показывать контролеру. Минус в том, что планировать тоже приходится сильно заранее и переиграть все, в случае, например, плохой погоды, не получится. Билеты именные, при покупке нужно даже вводить год рождения. В них в принципе проставлены места, но, как нам потом сказал один пассажир, это "ничего не значит, можно садиться на любые места". На детском билете место не было обозначено.

Поезд уходил c вокзала Сен-Лазар в семь с чем-то, дорога от дома до вокзала по моим расчетам должна была занять около получаса.
Увы, из-за ремонта была закрыта линия, по которой мы могли доехать до вокзала без пересадок, и пришлось на ходу перекраивать планы.
Это была наша первая поездка на парижском метро. Разобрались не сразу: сначала чуть поплутали в поисках ближайшей к дому станции - о таких вещах надо заботиться заранее! - потом соображали, как пользоваться автоматом по продаже билетов (первый раз в жизни встретила автомат, в котором выбирать нужно не нажимая кнопки на дисплее или рядом с ним, а крутя валик!). Еще раз запаниковали уже на вокзале, когда поняли, что до отхода поезда 7 минут, а  вокзал огромный и платформ больше 25-ти, на ходу умудрились спросить дорогу у молодых людей с плакатами "Информация" в руках, ни хрена не поняли, второпях я чуть не запрыгнула в чужой поезд... Но всё закончилось удачно: поезд нашли, и место для Анны было, и вот уже за окном поплыли сначала индустриальные пейзажи пригородов Парижа, а потом и пасторальные пейзажи с коровками на пастбищах.
Ехали вторым классом. Поезд удобный, немного похож на синкансен, но не такой фуруристичный внутри, Чистый туалет в вагоне. Почти все места были заняты. Я даже расслабиться и подремать не успела - какой-то час с небольшим и мы на месте.



В Руане были уже в начале 10-го. Поезд шел до Гавра, туристов  вместе с нами вышло немного, и на вокзале было немноголюдно. Зашли в информационное бюро - я хотела узнать, каким поездом можно будет добраться до Гавра днем, если вдруг мы соберемся в Онфлер. Девушка в окошке совсем не говорила по-английски! Я-то думала, что молодые люди в Европе все худо-бедно могут обьясниться, ан нет. К счастью, она меня понимала, я кое-как разобрала ее французский, так на смеси языков - я спрашивала по-английски, она отвечала по-французски - и поговорили. Выяснилось, что подходящих поездов всего два - в два часа и в четыре. С тем и покинули зданиe вокзала.
И тут же ощутили, что уехали на север от Парижа - было облачно, заметно (на пару градусов точно) холоднее, и ветер дул прохладный. К счастью, днем распогодилось.
Привокзальная площадь мне очень напомнила подобные площади в российских провинциальных городах. Нет, было чисто и здания все европейские, но вот атмосфера! Или тишина?  И воздух другой, не как в столице.

Тут же, впрочем, возникла одна проблема - куда идти? Карту Руана купить в Москве я не смогла, скачать не успела, и на станции их не было - а я на это рассчитывала, всё же туристов в Руан приезжает много. Где-то должен был быть туристический центр, но как до него добраться? Пошли по указателям в сторону "Старого города".



Безликий и безлюдный проспект - начали уже опасаться, что приехали в какой-то другой, неправильный Руан, когда я приметила улочку, спускавшуюся в том же направлении, что и проспект, но поуже. Потянула родителей туда и... Ах!
Вот он, настоящий Руан!


Удивительно, насколько "изнанка" города - старинные узкие улочки, уютные магазинчики, разноцветные стены - отличалaсь от его официального, скучного "лица", до которого было всего-то 100 метров.
Переулок упирается в готическое здание дворца правосудия 15-го века, бывшее раньше зданием нормандского парламента.



За 200 с лишним лет ангелы потеряли головы (и не только), но ведь это естественно, трудно ожидать, что через столько лет скульптура сохранится в первозданном виде. Такое отношениe к истории мне нравится.



К этому времени мы успели страшно проголодаться. Купили у булочника с лотка теплые круассаны с начинкой - кажется, миндальной, - и так и ели на ходу. Невероятно вкусно :)))
Улица "Больших часов" - одного из символов Руана.



Паровозик на фото - туристический, бегает по центру города,  в нем, кажется, есть и экскурсовод.
Туристов было еще мало, да и потом, когда их количество возросло, это были европейцы, в основном французы (в Париже мы видели очень много китайских групп).

Улица соединяет Руанский собор с площадью Старого Рынка. Вот как раз Руанский собор виден.



"Большие часы", давшие название всей улице.
Колокольня - здание, примыкающее к арке справа -  была построена в 14 веке. В ней располагался колокол, связанный с простейшим часовым механизмом, oтбивавшем четверти. Потом, уже в 15 в, был добавлен циферблат, который водрузили в арку над старыми городскими воротами. И колокольня, и арка были обновлены в 16 веке.





Герб города, в котором с 14-го века присутствует барашек - символ торговли шерстью, на которой разбогател Руан в средние века.






Продолжение улицы Больших часов, уходящей в сторону площади Старого Рынка.
Здесь видно, что в старых домах этажи нависают один над другим: площадь второго оказывается больше площади первого, а третьего - хоть на чуть-чуть, но больше второго.



На циферблате  часов всего одна стрелка, на конце которой тоже примостился барашек. Сфера наверху показывает фазы луны, а в окошке внизу появлятся фигуры римских богов, по имени которых назван каждый день недели. Не уверена, но где-то, кажется, читала, что рельефный синий узор вокруг циферблата - тоже завитки шерсти.
Часовой механизм работал без единой остановки с момента создания - в 14 веке - до начала 20-го!
При часах постоянно жил смотритель.



Сейчас в здании часов открыт музей,  куда мы и зашли.







Винтовая лестница колокольни ведет нас всё выше





Интересно, кто был здесь в августе 1821?


Внутри можно посмотреть на оригинальный механизм часов (сейчас они работают от современного механизма)



Интересная кладка в верхней части колокольни - видно, как совмещались деревянные части и каменная основа.



Почему мы поднимались - на самом верхнем этаже есть смотровая площадка



Отсюда открывается великолепный вид на Руан. Город расположен на равнине, на берегу Сены, холмы лишь в отдалении - и старую часть, и современные кварталы видно как на ладони.



Вот тут только на меня вдруг нахлынуло осознание того, что мы во Франции, причем даже не в Париже, а в настоящей провинции, в Руане - я и подумать не могла, что окажусь там..
Причудливые шпили - опять дворец правосудия.






Два шпиля на фасаде вдали - еще один готический собор, Аббатство Сен-Уэн 14 века.





А это, конечно, Руанский собор с его характерными несимметричными башнями



Строительство нынешнего здания собора началось в 12 веке, однако как и со многими проектами того времени, завершилось лишь через несколько столетий: в собор то попадали молнии, то он просто горел, то ему доставалось во время религиозных междуусобиц. В 16 веке к собору была добавлена правая, желтоватая, башня, называемая "Масляной" - не из-за цвета, а потому, что была построена на средства от "пожертвований" тех, кто не смог отказаться от поедания масла  во время поста (по другой версии, деньги были выручены от продажи масла во время поста, санкционированной церковью с условием, что выручка пойдет на церковное строительство)



Купол колокольни над нами







Из музея часов мы вышли в двенадцатом часу, хотя смотреть там было особенно нечего. Точнее,  было чего, конечно, - у них есть аудио-гид на разных языках с подробным рассказом о самих часах, и, кажется, об истории города, но нас  он почему-то не заинтересовал. Хотелось смотреть, а не слушать.



Погода была отличная!



Один из тех моментов, которые меня удивили во Франции



В Париже  и Руане в туристических местах мы видели много нищих, причем молодых и - на вид по крайней мере - здоровых парней. Часто с собаками, иногда несколькими. Они совсем не похожи на японских бомжей - обычно полностью опустившихся, вонючих и пьяных личностей среднего и старшего возраста. У одного в Париже был плакат "Я молод, здоров и у меня есть дом. Подайте на пиво." Вот что это?





Ну а дальше  мы направились, конечно, к Руанскому собору.
Буквально за несколько дней до нашего приезда началась очередная реконструкция, и сделать нормальные фото не получилось - помешали леса на левой части фасада.



Готическое небо и каменное кружево, от которого захватывает дух





Библиотечная лестница (или Лестница книгопродавцев) 15-го века - она вела в библиотеку собора.







Часть статуй с фасада  стоят внутри собора (на их месте снаружи установлены копии).







По-русски такой тип свода называется "нервюрный" (по-английски rib-vault ceiling), "ребра" (нервюры) выполняют роль каркаса свода, перенося нагрузки на опоры (вместо стен, как в более ранней романской архитектуре). "Розетка" в центре - замковый камень, "keystone", замыкающий и удерживающий всю конструкцию. Такой свод является характерной чертой именно готической архитектуры, наряду со стрельчатыми арками, выполняющими ту же функцию перераспределения давления на немногочисленные опоры.



Перенос нагрузок со стен на отдельные опоры (и далее на наружные контрфорсы) позволил визуально "облегчить" здания внутри и снаружи - поднять потолки, заменить сплошные стены отдельными колоннами, заполнить пространство между ними арками и окнами. И результат - светлые, устремленные к небу церкви, кажущиеся удивительно воздушными несмотря на тяжелый камень, из которого они построены.


Свод Руанского собора достаточно простой конструкции; количество ребер со временем увеличивалось и рисунок потолка усложнялся. "Веерный" свод капеллы Генриха 7 в Вестминстерском Аббатстве  16 века - один из  потрясающих примеров поздней готики английского "разлива":

Внутри Руанского собора расположены захоронения нескольких местных аристократов, в том числе саркофаг, в котором, по преданию, было заключено сердце Ричарда Львиное Сердце ("по преданию", потому что когда ученые саркофаг открыли, человеческих останков в нем обнаружено не было).

В часовне у входа находится небольшая выставка, рассказывающая о повреждениях, нанесенных собору во время войны, и о послевоенных восстановительных работах. Собор очень сильно пострадал во время бомбардировок союзников, несколько бомб попали непосредственно в здание. Надеюсь, что выставка постоянная - это надо видеть и знать. (Помню, какое впечатление на меня произвели послевоенные фотографии Царскосельского дворца - по контрасту с тем, что видят туристы сейчас).

Руан был таким





На площади перед собором.



Здание слева, рядом с центральной аптекой, - 16-го века, бывшее региональное управление. На втором этаже Моне снимал студию, когда писал несколько картин из серии "Руанский собор" (они написаны с трех разных точек). На первом этаже сейчас находится то самое информационное туристическое бюро, которое мы искали около станции.  Здесь мы наконец смогли добыть карту Руана :)






Обошли собор и отправились дальше гулять по городу



Площадь у церкви Сен-Маклу




Церковь Сен-Маклу считается эталоном поздней, "пламенеющей",  готики. Одно "но" - церковь закрыта на реставрацию, я не знала, что мы увидим - и увидим ли вообще. Но что-то разглядеть удалось



Руан - это готика и фахверк. Готику мы посмотрели, дальше - город.





- Где-то здесь, где-то здесь... - я напряженно вглядывалась в ряд разномастных и при этом таких похожих фахверковых домиков.



- Вот! - одно из тех мест, которые я обязательно хотела показать Анне в Руане.



Вывеска в старинном стиле над небольшой аркой, которая ведет как будто в поворотню. За ней внутренний двор, или, скорее, проход куда-то вглубь квартала.





Квадрат двора с крестом в центре, окруженный невысокими - 2-3 этажа - галереями.
Здесь когда-то, еще в 14 веке, было кладбище. К 16 веку, во время эпидемии чумы, оно оказалось переполнено, и были возведены эти галереи. В них перенесли кости с кладбища, организовав оссуарий - хранилище костей покойников.



А чтобы свободные еще помещения не пропадали, их отдали школе. Так и жили - детки учились на первом этаже, а на втором и третьем обитали кости отошедших в мир иной жителей города.



Декорированы здания соответственно, элементами "пляски смерти" ("Danse Macabre ") - ухмыляющиеся черепа, заступы, кости и прочее. Фигуры на колоннах вроде бы изображают участников танцевальной процессии, возглавляемой самой смертью и ведущей их к могиле.









Сейчас костей там уже нет, здание отдано местной художественной школе, в помещениях на первом этаже расположены студии (была суббота, все двери оказались закрыты). Не знаю, пользуются ли комнатами на верхних этажах :)





Во время реставрации в перекрытиях была найдена мумия кошки, которая скончалась - видимо, в результате несчастного случая на охоте, -  несколько сотен лет назад. Мумия выставлена в одном из окошек вместе с мумией мышки.



Уходим из этого мрачного места.



К свету.
Все первые этажи старинных зданий в центре заняты либо ресторанчиками и кафе, либо магазинами - причем не чисто сувенирными, как я ожидала, а антикварными, продуктовыми - сыры, шоколад, вино, либо традиционной местной продукцией - керамикой, например.











Какая прелесть! Два каменных брата как будто подпирают собой деревянного старичка.







Заходя в разные переулки, мы добрались до Аббатства Сен-Уэн. Оно громадно снаружи, внутри же находится знаменитый орган. Увы, аббатство было закрыто на обед.





Тут мы вспомнили, что подкрепиться пора и нам, и повернули в сторону площади Старого Рынка.
Не смогла пропустить - интересные "ножки" у дома. Вообще, надо сказать, что прямых линий в старом городе нет.



Площадь Старого Рынка, где соседствует фахверк и каменные строения.



Яркий домик слева, украшенный флагами и зеленью - самый старый ресторан Франции,  La Couronne (1345 год). Да, еда там дороже, чем в других местах, но атмосфера вроде бы соответствует.





Мы же остановились на обед здесь.



Средние цены и посредственный вкус, оооочень медленное обслуживание, официанты не говорящие по-английски и вместо бланманже на десерт мне принесли рисовый (!) пудинг, потому что десерт из меню комплексного обеда (как это, интересно? все остальные блюда были) закончился. Рисовый пудинг - это спрессованная сладкая рисовая каша, совсем не то, что мне хотелось есть во Франции.



Обед в ресторане во Франции - дело очень долгое, даже если изо всех сил торопить официантов. Мы потеряли там больше часа и поняли, что в Онфлер в этот день мы вряд ли попадем, ведь в Руане есть еще и знаменитый Музей Изящных Искусств  с большой коллекцией импрессионистов, который я тоже очень хотела посмотреть.

Продолжение следует...


  • 1
французские официанты такими бывают, ага)
и в Мюнхене тоже, уж как я их костерила временами(
вы мало ходили в Москве, что тебя удивили попрошайки? у нас просто просят 20-30 рублей, даже не аргументируя!! типа "а не найдется ли у вас?"
Руан совершенно кукольный!!!
ну вот я была уже в музее часов, да не в одном, так что мне хватит твоего описания, пожалуй)
вход в собор платный? (сорри, если пропустила)
с туристическим офисом - частая засада, хотя, казалось бы, поставь там, где люди приезжают, будку!!!
вот в Краков мы приехали - и фиг поймешь, куда идти, вокруг ремонт, указатели невнятные, попадаешь в торговый центр и совершенно заблуждаешься(
зато в Будапеште - молодцы, еще в 99 году там стоял прямо на вокзале информационный пункт, где мне с другом выдали карту и объяснили, как пройти на нужную улицу)

Я подозреваю, что французские официанты просто ведут себя как остальные французы - за едой спешить не полагается, нужно сидеть и наслаждаться беседой. Они совершенно не принимают во внимание, чти туристам хочется и поесть вкусно, и что-то еще посмотреть. А вот еда там была не очень, и этот пудинг :(( после Японии, где мы рис и так каждый день едим, он вообще воспринимается как легкое издевательство.
Вход в собор бесплатный, а вот в музей часов платный, и хотя я не помню, сколько он стоил, помню, что мне показалось дорого за, фактически, возможность поглядеть на город с высоты.
Понимаешь, сами попрошайки меня не удивляют - они везде есть, но молодые, здоровые, чисто отмытые и постриженные - очень странным показалось. В Москве, насколько я помню, все же много калек или совсем уж опустившихся личностей. А эти... Вот именно хочется воскликнуть "Да на вас пахать надо!" И неужели нормально вот так целый день сидеть молодому сильному мужику? И собаки эти - их же кормить надо, на какие деньги? В Руане как раз один сидел у вокзала с двумя овчарками!
Про отношение к туристам у меня просто один сплошной когнитивный диссонанс был в эту поездку. Я в этом смысле Франции очень благодарна :) - понимаю теперь, что не обязательно все в мире сделано для посетителя и туриста, как в Японии или в Англии. Вот элементарное - карт города на вокзале в Руане нет. Или в Париже две ветки метро в центре были одновременно закрыты на ремонт - в августе парижане в отпусках, а туристы пусть разбираются как хотят. Английский в ресторанах, где в основном туристы и питаются - только самый базовый.
Несмотря ни на что в Руане так здорово было! Я не понимаю, как люди умудряются за 2-3 часа все посмотреть и еще куда-то ехать (были такие отзывы). Там все дома разные, магазинчики сказочные - и это мы успели зайти всего в пару-тройку, кое-что мы внутри не смогли посмотреть, и про достопримечательности я помнила только какие-то базовые факты и абсолютно не была подготовлена, т.е. многое пропустили по незнанию.


Edited at 2013-11-29 11:15 am (UTC)

ну так и в Москве ко мне походят мальчики и девочки лет 20!
более-менее чистые!
я, кстати, не думаю, что в том же Кракове на вокзале есть инфоцентр, но могу приврать и он где-нибудь в недрах торгового центра
а так я была со своей картой, народ взял бесплатные в хостеле (но это не считается)
в Вене инфоцентр не самым явным образом расположен, но все меняется
мне недавно в аэропорту предложили карту - стоял человек раздавал
ну, 2-3 часа у ни есть, вот и пытаются объять необъятное

Какая красота неземная - и город, и Собор.
Спасибо! :)

Да, в Руане очень хорошо. Я первый раз была в европейском городке, где так много фахверка - и мне словами не могу передать как понравилось. Так и водила родителей весь день по городу, заглядываю во все переулки.
Собор красивый, но очень строгий. Мне там холодно было, в переносном смысле.

  • 1
?

Log in